ноябрь 6, 2024
В этом году в Барнауле запустили экскурсии на заводы по проекту «Открытая промышленность». Первопроходцами стали АЗПИ, «Тонар Плюс» и Алтайский шинный комбинат. Altapress.ru поговорил с региональным куратором проекта Дмитрием Речкуновым и узнал, каково было подготовить для туристов такие маршруты, чтобы искрилась не только сварка, но и глаза от удивления.
НОРТЕК. Производство.
Дмитрий Лямзин
Справка
— федеральный проект, в котором предприятия открывают двери для всех желающих, показывают производство и наглядно демонстрируют, что работать в промышленности интересно, престижно и круто.
Зовут потенциальных специалистов, в основном молодежь. Это школьники, учащиеся учреждений среднего профессионального образования и студенты вузов. Инициатива стала еще одним инструментом по решению кадровой проблемы в отрасли.
Реализуется при поддержке Минпромторга РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ).
— Инициатива по «Открытой промышленности» пришла сверху. Каково было вступать в такой масштабный проект?
— На самом деле информация пришла к нам в последний день. Задача состояла в том, чтобы максимально быстро подать заявку. И у нас получилось! Мы все оперативно согласовали и буквально запрыгнули в последний вагон. Это было в прошлом году. Тогда стартовал уже третий сезон проекта, но Алтайский край присоединялся к нему впервые.
— Почему выбрали для первого захода в проект именно АЗПИ, «Тонар Плюс» и Алтайский шинный комбинат?
— Основных критериев было два. Оба упирались в скорость. Ввиду того что сроки были ограничены, пригласили тех, кто быстрее откликнулся. И выбрали наиболее активных в этом направлении предприятий. Они сами заранее изъявляли желание, кто-то уже проводил экскурсии.
— Какие главные вызовы стояли перед вами и предприятиями-участниками? Не боялись объема работы?
— По сути, основная ответственность лежала на самих участниках. Здесь нужна достаточно хорошая дисциплина. Предстояло изучить более 100 часов видеолекций. В случае если участник, допустим, какое-то время не проходил лекции и тесты, не выполнял домашние задания, его могли исключить из программы. Поэтому нужно было контролировать сроки.
Одна из ключевых задач состояла в том, чтобы все благополучно дошли до финала. Важно не только подготовить экскурсию, но и документально оформить ее, выстроить различные маршруты, сформировать портфель экскурсовода, проработать сценарии, вопросы безопасности и адаптации под целевую аудиторию.
— Как выбираются экскурсоводы, которые будут водить гостей?
— Те люди от предприятия, которые проводят экскурсии, могут работать в разных отделах. В некоторых случаях это сотрудники отдела по работе с персоналом, в других — продаж или маркетинга. Также это бывают люди, которые глубоко погружены в технологические процессы.
Есть вариант обучить профессиональных экскурсоводов технологиям и истории предприятия или, наоборот, обучить действующего сотрудника предприятия вести экскурсии. У нас в крае мы в большинстве случаев идем по второму пути.
— Сотрудники заводов, вовлеченные в программу, участвуют по своей инициативе?
— Да, так и есть. Конечно же, сами сотрудники предприятий занимаются основной работой. И для них это факультативно, в качестве дополнительной нагрузки. Поэтому тут как раз важно, чтобы человек был вовлечен, горел желанием. Тогда все у него получается.
— Вспоминаются пробные экскурсии, на которые позвали и журналистов. На «Тонаре» руководитель Вячеслав Крымов сам нас водил. Тоже говорит о вовлеченности, согласны?
— Да. Плюс это предприятие уже имело определенный опыт. По итогу в проект делегировали руководителя отдела маркетинга Наталью Попову. Она очень хорошо знает производственный процесс, может рассказать как о самом предприятии, так и о технологиях, которые на нем используются.
Завод многосоставный. И этим уникален. Там же совершенно разные производства сконцентрированы на одном предприятии. Они взяли это как одну из своих «фишек». И в итоге проект «Тонара» вошел в десятку лучших практик третьего сезона.
— Каким образом вы как региональный куратор помогали предприятиям?
— Предприятия друг на друга не похожи. Приходилось каждый маршрут адаптировать. То, что сработает на одном, не всегда подойдет для другого. Но почерпнуть что-то друг у друга всегда можно.
Мы организовывали тестовые экскурсии, когда без привлечения посторонних команды собирались и проходили экскурсионный маршрут. Так выявляли недостатки либо, наоборот, подчеркивали какие-то «фишки» на предприятиях.
После этих тестовых экскурсий мы каждый раз проводили стратегические мини-сессии, где все участники давали обратную связь. Потом приглашали уже настоящих гостей и у всех брали комментарий. Когда договаривались с учебными заведениями, просили специально отправить таких ребят, кто более активный, может оценить и дать обратную связь. Все замечания и рекомендации учитывали.
Цифры
За 2023 год предприятия края посетили порядка 1800 человек, а за первое полугодие 2024 года — около 1200.
85% промпредприятий региона нуждаются в рабочих и инженерно-технических кадрах, по статистике АСИ.
По плану, в 2024 году 2000 школьников и 1200 студентов пройдут по экскурсионным маршрутам заводов.
150 студентов должны отправиться на стажировку, а 90 — трудоустроиться.
— И что помогли выявить эти тестовые экскурсии? Что-то пришлось пересмотреть?
— Да, было такое. Допустим, первое, с чем столкнулись с предприятия, — это шум. Оказалось, он, во-первых, немного дезориентирует группу, и не всегда вся информация воспринимается. Плюс тяжело держать группу вместе.
Тогда заводы стали покупать аудиогиды. Довольно дорогостоящая покупка. Стоимость комплекта — порядка 200 тыс. рублей. Приобрели за свои средства — из федерального бюджета финансировалось только обучение. Это к слову о том, насколько серьезно предприятия подходили к вопросу.
Также заводы сами закупали жилеты и каски. Так гости чувствуют себя более комфортно и спокойно.
— А в самих экскурсионных маршрутах что меняли?
— Где-то, например, были недостаточно подсвеченные лестницы. Где-то маршрут проходил через довольно узкие пространства, и его перестраивали.
Еще из нововведений — на производстве не везде можно вести съемку, и, чтобы посетители могли сделать снимки на память, практически все оформили фотозону. Также предприятия сделали выставки, на которых можно в спокойной обстановке посмотреть на продукцию поближе, потрогать ее руками.
— Как отличаются экскурсии для разных возрастных групп?
— Здесь мы больше исходили из специфики целевой аудитории. Выбираем разные цели: для привлечения молодежи, для построения деловых связей, для массового потребителя.
Но да, подход к каждому поколению тоже свой. Более взрослым, пожалуй, интересна история предприятия, какие-то технологические особенности. А для молодого поколения важнее эмоции. И все предприятия постарались их немножко удивить, где-то развлечь. А про те процессы, где не все получается показать вживую, сняли видеоролики.
Где-то внедрили QR-коды для обратной связи и, например, заполнения анкеты для дальнейшей стажировки и трудоустройства.
— Как в сравнении с другими регионами показал себя Алтайский край?
— Ввиду того, что мы в первый раз заходили в проект, пока, конечно, сами учились у других. Много лекций было посвящено не только теории, но и разбору практических ситуаций от разных предприятий со всей страны.
И мы усердно работали, чтобы сделать маршруты интересными и полезными. Чтобы те же школьники и студенты захотели на предприятии остаться. Для этого показывали самые запоминающиеся моменты, включили в экскурсии обед в заводской столовой, как у настоящих рабочих.
Я считаю, что экскурсии уже показали себя на высоком уровне. И оценка жюри это подтверждает. Но нет предела совершенству. Те предприятия, которые успешно прошли третий сезон, также остаются в проекте и подключаются еще и в качестве наставников для новых участников.
— Как-то взаимодействуете с другими регионами?
— Да. В этом году включается Республика Алтай. Плотно взаимодействуем с Новосибирской областью — их опыт, кстати, показательный, они активно присоединяют науку как дополнительное звено. У них можно посетить научные предприятия, занимающиеся совершенно новыми разработками, на которые можно взглянуть еще на этапе прототипа.
— На что сейчас направили силы?
— Мы прорабатываем пока вопрос о том, чтобы группы на экскурсии формировались не только по договоренности, но и чтобы их можно было свободно комплектовать. Разрабатываем технический ресурс оператора, через который это будет делаться. В процессе — чат-бот. Хотя с ним гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд: возник вопрос обработки и хранения персональных данных.
— Кстати, об экскурсионных группах. Есть ли какие-то ограничения по количеству человек или возрасту?
— Есть различные нюансы, касающиеся вопросов безопасности посетителей, поэтому да, лимиты есть. Каждое предприятие само устанавливает максимум. Но при этом, если набралось слишком много человек, их, допустим, спокойно делят на две подгруппы.
По возрасту строгих рамок нет. Главное, чтобы у малышей был взрослый сопровождающий. Появился, кстати, новый формат, когда сотрудники приводят своих детей — показывают, где работают мама или папа.
— Кого из наших промышленников мы ждем в новом сезоне?
— Всего в проект решили войти 10 наших предприятий. Конкурс был большой, но все прошли. Заявки от Алтайского края очень качественные, и все предприятия, дошедшие до очного экспертного совета, одобрили для включения в программу.
Появились восемь новых регионов: Ленинградская и Тверская области, Республика Алтай, Ингушетия, Хакасия, Чукотский автономный округ, Донецкая народная республика. Запорожская область.
И, я думаю, у каждого региона есть своя какая-то «фишка». И у нас тоже — каждое предприятие по-своему уникально и интересно.
Факт
72 региона вошли четвертый сезон «Открытой промышленности». Общее количество предприятий-участников — 600.
От Алтайского края заявки на участие в четвертом сезоне подали 10 предприятий: «Ренессанс косметик», Барнаульский завод механических прессов, ИП Трубникова А.А. (ТМ «Алькон»), Барнаульский станкостроительный завод, «Алтай-Кокс», Барнаульский завод АТИ, «Сибэнергомаш-БКЗ», Алтайский приборостроительный завод «Ротор», «Мартика» и «Алтайлес».
— А чем весь Алтайский край отличается от других?
— Мы уникальны тем, что у нас достаточно хороший туристический поток, но пока наш регион не воспринимают как тот, в котором можно посмотреть не только на красоты природы, но и на промышленность. И мы хотим переломить эту тенденцию.
В крае очень много предприятий, порядка 100 были эвакуированы в годы Великой Отечественной войны. И этот момент тоже важно подчеркнуть — у нашей промышленности богатая история.
Есть и предприятия, производящие уникальную продукцию, которую в России больше никто не делает. Тот же АЗПИ, изготавливающий топливные системы для КамАЗов.
— Будет ли проект как-то расширяться, вводить что-то новое, помимо экскурсий?
— Уровни взаимодействия сейчас расширяются. Например, предприятия вводят форматы, так скажем, мини-стажировок. Это когда на два-три дня студент может прийти и почувствовать себя уже на рабочем месте, посмотреть, нравится ему или нет, убедиться, что он может найти применение своим профессиональным навыкам и талантам.
Здесь важно показать и условия труда, и различного рода спортивные и досуговые активности. Корпоративная культура на заводах очень развита.
— Какие у наших предприятий-первопроходцев впечатления по итогам третьего сезона и перед началом нового? Что было трудного?
— Пожалуй, из наиболее сложного отметили большое количество новой информации. Это не только лекции, но и обмен опытом между регионами. У всех своя специфика, и какие-то практические идеи других предприятий нужно еще было адаптировать под себя.
Но экскурсии запустили успешно, и страха перед массовым посетителем теперь нет ни у кого.
— Чего вы ждете от нового сезона?
— Новых предприятий, новых маршрутов и новых успехов. И чтобы мы вновь попали в число лучших регионов в части внедрения практик промышленного туризма.
— Понятно, что машиностроительный завод — не кондитерская фабрика. А все-таки, как вы думаете, «конфетку» из промышленной экскурсии все равно можно сделать?
— Наши экскурсии — уже «конфетки». Очень интересные. И все посетители действительно уходят под впечатлением. Они готовы рассматривать предприятия как потенциального работодателя, готовы рекомендовать их другим как производителя. Это очень важный показатель. И мы не собираемся на этом останавливаться. В общем — продолжим в том же духе.