«Мы вам позвоним». Молодежь стала требовательной и теперь меняет рынок труда под себя

декабрь 5, 2025

За три года алтайский рынок труда значительно изменился. Если раньше работодатель мог отмахнуться словами «Мы вам позвоним», то сегодня предлагает обучение, соцпакет и компенсацию за переезд — все, лишь бы привлечь новое поколение сотрудников. Как молодежь диктует собственные правила в сфере занятости, и что готовы предложить компании, рассказали эксперты на III ежегодной форсайт-сессии «Барнаул — Образ будущего».

III ежегодная форсайт-сессия "Барнаул - оБраз будущего".
Дмитрия Лямзин

Дефицит рождает предложение

Рынок работодателя, придирчиво выбирающего идеального сотрудника, постепенно уходит в прошлое. Современные компании готовы самостоятельно обучать новичка, предоставить ему полный соцпакет и даже компенсировать затраты на переезд и жилье. Все это не неожиданные перемены, а логичное следствие острого кадрового голода и демографического кризиса последних трех лет, сообщила Надежда Капура, начальник управления по труду и занятости Алтайского края.

В свою очередь молодежь стала более требовательной к работодателю. При выборе места работы молодые соискатели смотрят на размер заработной платы и корпоративную политику, а также учитывают уровень занятости, возможность гибкого графика и дистанционной работы.

Первый вопрос особенно волнует молодежь и часто становится причиной их переезда в другой, более перспективный регион. В 2025 году средний размер заработной платы в Алтайском крае составляет чуть более 62 тыс. рублей. Надежда Капура отметила, что зарплаты зависят от отрасли и занимаемой должности. Например, сегодня в списке вакансий встречаются предложения от 100 тыс. и даже 200 тыс. рублей. При этом ранее ректор Алтайского государственного университета, что в Алтайском крае одни из самых низких зарплат в стране.

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Хобби тоже бизнес

По словам Надежды Капуры, половину алтайской экономики составляет агропромышленный комплекс, а вторую часть — субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

В последнем секторе все большую популярность набирают креативные индустрии, заметила Елена Абдулаева, начальник управления по предпринимательству. В этой сфере зарегистрировано около 5% от общего числа субъектов МСП.

В Барнауле все больше появляется креативных пространств. Ближайший масштабный проект — развитие территории барнаульского сереброплавильного завода.

«Мы видим большой потенциал для развития творческих направлений бизнеса и стараемся создавать для этого условия и соответствующую инфраструктуру, — сообщила Елена Абдулаева. — На площадке центра «Мой бизнес» в прошлом году мы создали Центр креативных индустрий, запустили площадку предпринимателей креативных сфер на портале мойкреатив22.рф, а также регулярно проводим форумы и выставки. Нам важно донести до ребят, что здесь, в родном крае можно реализовать себя и монетизировать свое хобби».

Елена Абдулаева, начальник управления по предпринимательству.
Дмитрия Лямзин

В 2025 году в Алтайском крае зарегистрировали около 3 тыс. предпринимателей и еще около 10 тыс. самозанятых по направлениям ремесленничества, музыки, гастрономии, IT и других.

Поддержка молодежи

Компании вступают в гонку за молодежь, и вслед за этим меняются другие сферы занятости, заметила Надежда Капура. Колледжи и университеты разрабатывают новые учебные программы, которые будут востребованы на рынке труда не только сегодня, но и в ближайшем будущем. А государство реализует меры поддержки молодых сотрудников на федеральном и региональном уровнях — сегодня их более 60.

Кроме этого, в сфере занятости идет тренд на раннюю профориентацию — начиная со школьной скамьи. Один из ярких примеров — проект «Заводская проходная» от Барнаульского завода АТИ, Союза промышленников Алтайского края и регионального министерства промышленности и энергетики. Это фестиваль, на котором молодежь знакомится с современными рабочими профессиями и ведущими промышленными предприятиями края. По словам гендиректора Барнаульского завода АТИ Артема Шамкова, в 2025 году прошло 18 событий «Заводской проходной», которые посетили 15 тыс. школьников и студентов со всего края.

Артем Шамков, гендиректор Барнаульского завода АТИ.
Дмитрия Лямзин

«Сегодня алтайская промышленность открыта для молодежи и регулярно проводит экскурсии, конкурсы и выставки. Такая работа формирует кадровый резерв и меняет представление о рабочих специальностях», — подчеркнул Артем Шамков.

По словам Надежды Капуры, все это приносит плоды — последние три года уровень занятости молодежи вырос, а ее отток из региона снизился.

«Совместно с управлением молодежной политики мы планируем в будущем открыть молодежный кадровый центр, — поделилась планами начальник управления. — Это будет пространство, где молодые люди смогут, с помощью кадровых консультантов, получить профориентацию, познакомиться с профессиями и сформировать собственные предпочтения. Одним словом, построить личную карьерную траекторию».