Финансы

Банки начнут удерживать налог с процентов по вкладам

С 2026 года банки станут налоговыми агентами и начнут удерживать НДФЛ с процентов по вкладам сразу при выплате, не дожидаясь конца года. А в 2027-м казна рассчитывает получить с этого 1,02 трлн рублей.

Копилка. Финансы. Деньги. Наличные деньги. Монеты.
Копилка. Финансы. Деньги. Наличные деньги. Монеты.
Софья Комарова / altapress.ru

Согласно проекту бюджета, в 2027 году поступления от налога на проценты по вкладам должны составить 1,02 трлн рублей, что в 1,6 раза больше прогноза 2026 года в 631,9 млрд. Минфин уже внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, меняющие систему сбора.

Как считать налог

Налогооблагаемая база привязана к максимальной ключевой ставке за предыдущий год. Для 2027 года лимит необлагаемого дохода составит 160 тыс. рублей, исходя из максимальной ставки 16% в 2026-м. Доходы сверх этой суммы облагаются НДФЛ по ставке 13% или 15% в зависимости от общего размера дохода, для нерезидентов 15%.

По данным АСВ, средний размер депозита в России 456 тыс. рублей, так что для большинства вкладчиков с небольшими накоплениями условия останутся прежними.

Доцент Финансового университета Ольга Борисова считает, что нововведение упростит администрирование: доля вкладов свыше 1 млн рублей составляет около 5%, а новая процедура останется заметной для 6% населения, это порядка 4 млн человек. Двухуровневая система, где банк удерживает налог, а ФНС пересчитывает, сократит уклонение и повысит собираемость.

Управляющий партнер «Лекс Альянс» Артур Леер придерживается иной точки зрения: по его мнению, изменения ударят по среднему классу, так как вклады от 3 до 10 млн рублей часто являются накоплениями на жилье или образование. Дополнительное налоговое бремя снижает покупательную способность накоплений и может уменьшить интерес граждан к депозитам как инструменту сохранения капитала, пишет MSK1.RU.

Пример расчета

Если клиент вложил 1,2 млн рублей под 14% годовых, за год он получит 168 тыс. рублей дохода.

Лимит 160 тыс., значит, налогом в 13% облагаются только «лишние» 8 тыс. рублей. Банк удержит 1040 рублей при выплате процентов, и вкладчик получит 166 960 рублей.

Для нерезидентов при ставке 15% удержание составит 1200 рублей.

Напомним, что до 1 декабря 2026 года миллионы россиян должны перечислить в бюджет имущественные налоги, НДФЛ с процентов по вкладам и другие обязательные платежи. Разбираемся, что именно приходит в уведомлениях, кто может вернуть часть уплаченного и какие изменения вступили в силу в 2026 году.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии