май 19, 2009
Алла Осадчева работает заведующей отделом в городской библиотеке Заринска. Эту должность она совмещает . В ходе беседы с корреспондентом газеты "Ваше дело" г-жа Осадчева воздержалась от ответа на вопрос об отсутствии финансирования информационного центра. Она не стала обсуждать и соответствие собственной квалификации тем проблемам, с которыми предприниматели обращаются к ней в ИКЦ. Об остальном же она говорила охотно.
– Кто был инициатором организации ИКЦ на базе библиотеки?
– Это была наша инициатива. Но на первом этапе мы до конца не осознавали истинного масштаба и задач проекта. В городской библиотеке в рамках центра социально-правовой информации еще с 2006 года существовала специальная папка для предпринимателей. И они к нам обращались. В то же время мы стали более плотно работать с местным союзом предпринимателей, чтобы привлечь представителей бизнеса в качестве читателей. Вскоре после этого Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры объявило о создании в крае системы ИКЦ. Сергей Шутов, консультант из местного представительства управления, знал о нашей работе, о том, что в библиотеке накоплена определенная информационная база по предпринимательству. И он также поспособствовал тому, чтобы ИКЦ был создан именно у нас. Но мы думали, судя по названию центра, что по-прежнему будем оказывать только информационную поддержку. А на деле получилось, что предпринимателям нужна практическая помощь.
– Какие категории предпринимателей чаще всего обращаются за помощью в ИКЦ?
– В основном приходят начинающие. Хотя весной прошлого года после "круглого стола", на котором была проведена презентация ИКЦ, стали обращаться и те, кто уже довольно долго работает в бизнесе. Например, такие известные в городе предприниматели, как Наталья Бердникова, директор парикмахерской "Летта", и Галина Лоренц, совладелица сети оптово-розничных предприятий "Лидер".
– В городской программе по развитию предпринимательства сказано, что за прошлый год в ИКЦ обратились 83 человека. Если сравнивать с показателями других территорий края, то эта цифра не очень велика.
– Это объясняется тем, что прошлый председатель общественного совета при главе города действовал недостаточно активно. Но с 1 мая в этой должности работает новый человек – Эмма Лапина, директор фирмы "СЭБ". И сотрудничество между нами налаживается. Мы планируем проводить совместные мероприятия с приглашением предпринимателей. Например, дни специалистов. Мой опыт показывает, что после семинаров и "круглых столов" на базе ИКЦ число обращений в центр возрастает.
Еще нужно учитывать особенности отчетности. Многие обратившиеся отказываются назвать свое имя и дать номер телефона. И их невозможно внести в общий список. Наверное, нежелание представляться связано с высоким уровнем конкуренции. Люди опасаются, что их идеи или мысли могут быть взяты на вооружение кем-то другим.
Предприниматели, которые обращаются в ИКЦ, получают ответы на свои вопросы. Жаль только, что обратная связь у нас не налажена. И до меня редко доходят какие-то сведения о тех, кому была оказана помощь.
– О чем чаще всего вас спрашивают предприниматели?
– Нередко приходят люди, у которых есть бизнес-идея. И они просят помочь в ее реализации. Например, ко мне обращались недавние выпускники колледжа, которые хотели организовать в Заринске производство пластмассовых игрушек. Но мы вместе пришли к выводу, что этот проект вряд ли можно реализовать как самостоятельный. Он жизнеспособен скорее в качестве второстепенного производства при каком-то крупном предприятии химической промышленности.
Еще один начинающий предприниматель намеревается заняться выращиванием грибов. Я помогла ему найти поставщиков мицелия в Барнауле. Он к ним съездил, проконсультировался и понял, что организовать подобный бизнес не так просто, как ему изначально казалось. Плюс это требует серьезных материальных вложений. Но тем не менее пока он не отказывается от этой идеи. Также в последнее время активизировались сельхозпроизводители. Недавно ко мне обращалась владелица ЛПХ, которая хотела бы организовать сельхозкооператив и сельхозрынок.
Так что идеи у жителей Заринска есть. Только их осуществление, как обычно, упирается в отсутствие средств.
– Какие еще трудности возникают у малого бизнеса?
– Предприниматели просят помощи в написании бизнес-планов, оформлении документов. Вообще, по-моему, в Заринске бизнес развивать очень сложно. Главная причина в том, что город маленький и основные рыночные ниши уже заняты. Кроме того, нет свободных площадей, которые можно было бы использовать для организации производства.