сентябрь 24, 2009
Всю неделю в краевом центре обсуждались перспективы таинственного уголовного дела в отношении мэра Барнаула Владимира Колганова. Следствие по-прежнему хранит молчание, а сам глава города заявил, что уверен в законности своих действий и "мы пройдем достойно" очередное испытание. Тем временем редакции газеты "Ваше дело" стали известны важные подробности, связанные с сутью претензий, которые следователи адресуют г-ну Колганову.
Владимир Колганов, мэр Барнаула.
Дмитрий Кудрявцев
Как уже сообщалось, . Сам глава Барнаула лишь 21 сентября сказал, что претензии правоохранительных органов связаны с деятельностью управляющих компаний (УК), которые в 2006–2008 годах продавали муниципальную недвижимость. "Из нескольких десятков процедур продаж девять объявлены незаконными, появилось обвинение в халатности", - сообщил мэр.
По данным редакции, речь идет об объектах, проданных "Барнаульской управляющей компанией" ("БУК") и "Управляющей компанией "ПК" ("ПК") на аукционах в декабре 2007 - феврале 2008 гг. Этим аукционам предшествовало важное событие: в декабре 2007 года прокуратура направила в суд Центрального района заявление о признании незаконным решения Гордумы, которым УК было дано право выступать продавцами муниципального имущества. Тогда же Владимир Колганов получил из прокуратуры предостережение о необходимости приостановить аукционы на период судебного процесса. Мэр 9 января 2008 года письменно уведомил прокуратуру о том, что информация принята им к сведению, соответствующие письма направлены в управляющие компании.
Однако намеченные аукционы все же состоялись. "БУК" провела торги 29 декабря. Тогда, как выразился один из участников аукциона, "объекты разошлись как горячие пирожки". "Управляющая компания "ПК" заявленный на 9 января аукцион провела на шесть дней позже.
Мне прокуратура никаких запретов не высылала. Я лишь видел копию предостережения Колганову. Аукцион мы перенесли на неделю. За это время я несколько раз задал вопрос прокуратуре: "Вы мне запрещаете проводить торги?" Нет, не запрещают, потому что это может сделать только суд, введя обеспечительную меру. Поскольку такой меры не было, мы 15 января продали на аукционе четыре объекта, по-моему, за 12 млн. рублей. Еще пять продала "БУК".
Напомним, за каждый проданный объект "управленцы" получали вознаграждение, размер которого доходил до 10% от продажной стоимости объекта.
В Уголовном кодексе халатность относится к преступлениям против государственной власти. Халатность - это "неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". Если Владимиру Колганову сейчас вменяют лишь то, что он в начале 2008 года "недоглядел" за двумя УК, это вряд ли можно рассматривать как весомый козырь следствия. И учитывая квалификацию группы адвокатов, обслуживающих первых лиц мэрии, для них эта ситуация не будет относиться к разряду тупиковых. Впрочем, сейчас нельзя исключать, что у следствия появятся новые факты против главы Барнаула.
Как известно, прокуратура тот процесс выиграла: 9 апреля 2008 года вступило в силу решение Алтайского краевого суда, согласно которому допуск управляющих компаний к приватизации был признан незаконным. Однако , видно: он не жалеет о том, что породил "приватизацию по-барнаульски". Цитата: "Считаю, что, создав управляющие компании, мы поступили правильно".
По словам мэра, работа УК позволила увеличить прирост неналоговых доходов в бюджет, а все средства, полученные таким образом, "были использованы на благо горожан". Какие конкретно суммы прошли через управляющие компании и каков был итоговый "гонорар" частных приватизаторов, г-н Колганов не сообщил. По его словам, внебюджетные доходы были направлены по двум направлениям: на приобретение дорожной техники и на открытие новых мест в детских садах.
Кроме того, глава Барнаула заявил, что уголовное дело в отношении него - это очередной этап дезорганизации городской власти, которую пытаются вести "определенные группы". Он акцентировал внимание на том, что норму, позволяющую УК торговать недвижимостью, приняла не мэрия, а Гордума. "На всех заседаниях Думы присутствовали представители правоохранительных органов, в том числе прокуратуры", - напомнил мэр.
Доводы Владимира Колганова и его ссылки на публичность в принятии решений могут показаться убедительными. И возникает вопрос: действительно, почему претензии к мэру появились только сейчас?
Здесь следует напомнить, что первое нарушение в деятельности управляющих компаний прокуратура выявила еще в июне 2006 года. Тогда в суде был опротестован уже действующий, но не прошедший государственную регистрацию договор доверительного управления, который подписали "БУК" и мэрия.
Прокуратура Барнаула была создана в 2007 году. В сентябре была организована проверка законности при распоряжении муниципальной собственностью. Один из вопросов был связан именно с приватизацией. Было установлено, что частные УК занимаются продажей муниципальной недвижимости. Уже в ноябре прокуратура в судебном порядке оспорила решение Гордумы, которым управляющие компании получили данное право. 30 января 2008 года суд первой инстанции удовлетворил заявление прокурора, которое вступило в силу 9 апреля после рассмотрения кассационной жалобы в Алтайском краевом суде.
Сергей Мамаев, депутат Гордумы предыдущего созыва, заявил "ВД", что не помнит, чтобы он голосовал за наделение УК правом продажи муниципальной собственности. Он отметил, что впоследствии депутаты никак не влияли на принятие решений о способе продажи того или иного объекта. "Мы лишь утверждали изменения и дополнения в прогнозный план приватизации, а дальнейшие действия осуществляла мэрия", - сказал экс-депутат. "При необходимости с депутатами вне стен Думы велась, назовем ее так, разъяснительная работа. Фризен и Краснов объясняли, как нужно голосовать", - утверждает г-н Мамаев.
Бизнесмен Юрий Фриц входил в мини-группу депутатов, которые на протяжении длительного времени безуспешно пытались вернуть норму об исключительном праве КУМСа на продажу собственности. "Любое решение Дума принимала с учетом мнения администрации, - говорит г-н Фриц. - Но я не могу утверждать, что лично на меня со стороны мэрии оказывалось давление". Сейчас собеседник не исключает, что уголовное дело против Колганова - это часть политической борьбы. "В стране позиция мэра стала расстрельной должностью. Боюсь, что мы получим в итоге градоначальников, которые не способны принимать решения. Многие решения мэра можно трактовать по-разному, в том числе и как несогласующиеся с установленными нормами и правилами", - резюмировал г-н Фриц.
Сейчас в Алтайском крае, помимо барнаульского градоначальника, под следствием находятся мэр Бийска Анатолий Мосиевский (подозревается в превышении должностных полномочий) и глава Белокурихи Александр Каменев (использование поддельного диплома). Мэр Рубцовска Артур Дерфлер также привлекался к уголовной ответственности, но был оправдан судом.