июль 14, 2010
Владимир Рыжков, политик, депутат Государственной Думы от Алтая 1-4 созывов, председатель движения "Выбор России".
Олег Богданов
Восстановление исторической правды стало в последние годы одним из главных приоритетов российского государства и общества. Создана президентская комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории, рассекречиваются и публикуются прежде закрытые архивные материалы (в том числе по расстрелу польских офицеров в Катыни в 1940 году). Одним из ключевых направлений работы по восстановлению исторической правды стало последовательное раскрытие всей правды о преступлениях сталинского режима, курс государства на увековечивание памяти миллионов жертв политических репрессий. Эта задача поставлена, в том числе и Президентом России Д. А. Медведевым, который подчеркнул, что "важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ". Глава государства заявил, что для успешного будущего страны требуется рассказывать молодым поколениям россиян всю правду о нашей истории, для чего, в том числе, необходимо устанавливать памятники и открывать музеи, посвященные памяти жертв политических репрессий. По словам Президента: "Нам нужны такие музейно-мемориальные центры, которые будут передавать память о пережитом из поколения в поколение. Безусловно, должна быть продолжена работа и по поиску мест массовых захоронений, по восстановлению имен погибших, а в случае необходимости – их реабилитации". О необходимости активизации этой большой работы неоднократно говорили также Председатель Правительства России В. В. Путин, председатели палат Федерального Собрания Б. В. Грызлов и С. М. Миронов и другие руководители страны, руководство Русской православной церкви и других основных конфессий.
На Алтае, по которому жестокие репрессии прокатились несколькими кровавыми волнами, работа, о которой говорит руководство страны, проводится многие годы – усилиями жертв политических репрессий и их родственников, общественности, органов власти, отдельных энтузиастов. , что станет важной вехой на пути восстановления исторической правды, данью нашей памяти безвинно пострадавшим предкам и землякам.
Начало было положено группой студентов и преподавателей Алтайского госуниверситета (включая В. Савинкова, А. Кудинова, К. Русакова, В. Рыжкова), которые весной 1989 года произвели первое вскрытие массовых захоронений алтайских жертв "большого террора", расстрелянных и захороненных в 1937 – 1938 гг. Безымянные могилы находятся в лесу, на Барнаульской "горе" - близ стен городской тюрьмы. Были обнаружены десятки останков с характерными пулевыми отверстиями у основания черепов. Само место подсказали местные старики, еще помнившие, куда именно глухими ночами приезжали грузовики со страшным грузом. Позднее на этом месте был установлен памятный крест. В 1991 году городскими властями Барнаула (в частности, мэром краевого центра В. Н. Бавариным) было принято решение о создании памятника жертва политических репрессий.
1 июля 1996 года в исторической части Барнаула, на площади Свободы, - там, где когда – то стоял взорванный в 1930-е годы великолепный Петропавловский собор, во время городского митинга, по решению администрации города был установлен закладной и памятный камень жертвам политических репрессий. Именно на этом месте власти Барнаула и общественность решили установить памятник, именно к этому месту ежегодно в День памяти жертв репрессий 30 октября приходят люди, приносят венки и цветы.
Место для памятника было выбрано далеко не случайно – не только потому, что здесь находился главный городской собор, но и по той причине, что совсем рядом – в подвале здания НКВД на улице Ползунова, и происходили, по воспоминаниям современников, массовые расстрелы незаконно осужденных людей, работал сталинский "конвейер смерти".
Тогда же – в первой половине 1990-х годов, городом были объявлены два конкурса на создание памятника жертвам политических репрессий, однако дефицит средств не позволил в те годы довести эту работу до конечного результата. Большую работу по сбору исторических сведений, защите прав жертв политических репрессий, пропаганде идеи установки памятника проделали общество "Устная история" (алтайское отделения общества "Мемориал"), руководители общественных организаций жертв репрессий и их родственников, в первую очередь, А. Х. Дитц, В. Л. Сосновский и другие.
Не оставались в стороне и краевые власти – огромная работа по открытию, систематизации, изучению и публикации исторических документов была проделана руководителями и работниками краевого архива, такими, как В. С. Петренко, Г. Н. Безруков, Я. Кривоносов и др. Их усилиями и усилиями других архивных работников, преподавателей и студентов алтайских вузов, были подготовлены и опубликованы 9 томов серии "Жертвы политических репрессий в Алтайском крае" с полным перечнем сфабрикованных дел и жертв государственного террора, открывались фонды, проводились выставки документов. Благодаря этой работе мы знаем теперь большинство пострадавших, можем поименно отдать дань памяти каждому из них. Много и талантливо писали по теме алтайские журналисты и писатели – например, А. Муравлев и В. Гришаев. Большую работу по реабилитации жертв репрессий проделала краевая прокуратура и другие уполномоченные органы.
Молох сталинский репрессий собрал на Алтае страшный "урожай". Согласно данным краевого архива, в 1919 – 1965 годах были репрессированы 45722 человека (это только по "политическим" статьям), из которых осуждены 42464 человека. При этом 15727 человек были расстреляны, 12348 получили по 10 и более лет лагерей, еще 9921 человек получили от 5 до 9 лет лагерей.
Сверх этого, по национальному признаку (немцы, поляки, калмыки, ингуши, дашнаки, эстонцы, молдаване и многие другие), а также по другим основаниям (например, высланные на Алтай "раскулаченные" из других регионов) были репрессированы еще 107344 человека, проживавших на территории края. Так, только с 11 сентября по 30 сентября 1941 года в край прибыло 34 эшелона с 80 454 советскими немцами, размещенными здесь на спецпоселение. Самым массовым слоем местных жителей, по которому прошелся государственный террор, стали обычные простые труженики – так, было репрессировано 10691 алтайских крестьян.
Таким образом, только на Алтае репрессии прошлись по более чем 150 тысячам человек! Но даже эти огромные цифры далеко не полны – ведь в них не учитываются многие репрессированные до 1937 года, года создания самостоятельного Алтайского края – до этого многие приговоры выносились в Новосибирске – где и хранятся дела. А еще в эти цифры не входят тысячи и тысячи алтайских крестьян, высланных на Север в ходе жестокой коллективизации 1930-1933 годов. Да и сами алтайские дела рассмотрены еще не все. Число репрессированных жителей Алтая сравнимо с числом алтайских фронтовиков, погибших в Великой Отечественной войне (200 тысяч человек). На Алтае располагалось множество лагерей одного из крупнейших островов "Архипелага ГУЛАГ" - Сиблага (одно время даже существовал свой отдельный "остров" - Алтайлаг, строивший железную дорогу Кулунда – Малиновое озеро).
В 1987 году известный алтайский скульптор, член Союза художников Алтая, Прокопий Щетинин, хорошо знавший, как и все его поколение, трагические страницы родной истории, создал скульптурную композицию "Прощание", посвященную памяти жертв репрессий. Скульптура изображает трагический момент прощания сына и отца, в напряженные минуты неправосудного ареста. Отец – гордый и сильный труженик, с прямой спиной и высоко поднятой головой, несломленный и сознающий свою правоту. Его руки связаны, но дух свободен. Сын не хочет отпускать отца, пытается удержать хрупкое счастье детства, разрушаемое насилием, которому нет средств противостоять. В гордой и трагической фигуре отца, в беззащитности и горе сына, скульптор в метафорической форме передал трагедию всего нашего народа, сильного и способного сокрушить военную машину нацизма, защитить родную землю от любого врага, но павшего безвинной жертвой собственного репрессивного политического режима. Работа Прокопия Щетинина рождает сильные эмоции, подлинные сопереживание и симпатии к народу, неприятие государственного насилия и произвола.
Наконец, после двух десятилетий усилий общественности и органов власти Алтая и Барнаула, сегодня появилась возможность воплотить идею установки в Барнауле первого в крае, и соответствующего высокой значимости цели, памятника жертвам политических репрессий. Группа известных московских благотворителей, при поддержке жителей Алтайского края, поддержали проект памятника, созданный П. Щетининым, и приняли решение о выделении необходимых средств на его изготовление и установку. Помощь столичных благотворителей не только принципиально важна в финансовом отношении (столь крупную сумму – порядка 6 миллионов рублей, вряд ли удалось бы собрать в крае, о чем свидетельствует долгая история создания памятника), но и придает этому событию по-настоящему общероссийский, федеральный масштаб. Определяющий вклад в сбор необходимой суммы внесли фонд Б. Н. Ельцина и его глава Т. Б. Юмашева, банк ВТБ-24 и лично его председатель М. М. Задорнов, фонд "Династия" и его основатель Д. Б. Зимин, М. Д. Прохоров и его благотворительный фонд, Благотворительный резервный фонд А. Е. Лебедева, депутат Государственной Думы от Алтая А. Ф. Кнорр. Часть средств была собрана в виде личных взносов жителями Барнаула и Алтайского края.
Памятник изготавливается в бронзе на заводе ЗИЛ в Москве, после чего будет доставлен в Барнаул и торжественно установлен на барнаульской площади Свободы. Авторскую доработку памятника в натуральную величину безвозмездно осуществил сын автора, Анатолий Щетинин, член Союза художников России. Модель памятника в выставочном варианте передана в дар городу семьей скульптора. Важно подчеркнуть, что необходимую политическую и организационную поддержку сооружению памятника оказали губернатор Алтайского края А. Б. Карлин, мэр Барнаула В. Н. Колганов, городская Дума Барнаула, Общественные палаты края и краевого центра. Высокую оценку и одобрение проект памятника получил со стороны московского общества "Мемориал". Монумент несомненно украсит исторический центр Барнаула, станет местом торжественных и памятных церемоний, экскурсий для школьников, одним из самых узнаваемых символов города, со временем превратится в неотъемлемую и привычную часть исторического, архитектурного и культурного облика Барнаула.
"О тех, кто уже не придет никогда, - помните!" - эти знаменитые слова - напутствие нашего земляка, поэта Роберта Рождественского, в полной мере относятся не только к героям, погибшим на войне, но и к тем миллионам наших сограждан, что пали жертвами ничем не оправданного государственного насилия и террора. Восстановить их имена, написать их ненаписанные пока истории, установить места их тайных захоронений, поставить им достойные памятники и открыть музеи, рассказать новым поколениям граждан России подлинную историю нашего народа, с тем, чтобы насилие государства над своим народом никогда больше не повторилось – священный долг нашей памяти. Долг каждого из нас.