сентябрь 5, 2011
Написал сразу, после того, как узнал о том, что Мосиевский подал в отставку, которая была принята. Но… даже не предложил написанное для печати. Слишком много эмоций, слишком много нелицеприятных слов, хотя, на мой взгляд, и заслуженных, было в том материале.
Анатолий Мосиевский перед зданием суда.
Анна Качурина
Сегодня уже прошло время, чтобы "остыть" и без лишних нервов попытаться проанализировать и то, что произошло, и то, что ждет нас впереди.
Мне в жизни, во многом благодаря профессии, довелось встретить немало замечательных людей. В том числе и руководителей различных уровней. Посчастливилось не только писать о них, но и работать рядом с ними, встречаться, разговаривать, в том числе и не для печати, короче общаться и пытаться понять, что ими движет.
И вот как раз из числа руководителей, есть пока три человека, которые на всю жизнь останутся для меня некими столпами, недосягаемым образцом отношения к делу. Это (опуская перечисления всех должностей и регалий) Глава Бийского района Геннадий Иванович Семенкин, Губернатор края Михаил Сергеевич Евдокимов и Мэр города Бийска Анатолий Викторович Мосиевский.
Абсолютно разные люди, работавшие и работающие в абсолютно разные периоды "смутного" времени нашей страны (а когда оно в России было другим?). И в то же время – в главном – абсолютно похожие. Похожие в том, что как раз и выделяет их и ставит выше многих других – бешеная энергетика, мощь и сила характера, высочайший природный талант лидера, организатора, хозяйственника, управленца (называйте как хотите), умение отсеивать второстепенное и неуклонно и быстро идти к поставленной цели. Да и цель, пожалуй, у всех у них была одна – как можно лучше и эффективнее сделать то дело, которое сегодня стало зоной их ответственности. Сделать в существующих реалиях и обстоятельствах.
Как-то спросил у Геннадия Ивановича, мол, где же здесь принципиальность, когда для явной показухи и рапортов приходится выгонять трактора на весенний сев еще тогда, когда снег не весь растаял. Семенкин, улыбнувшись, ответил, что принципиальность в том, чтобы вырастить урожай, поднять надои и сделать жизнь в селах богаче. А не в том, чтобы посвятить свою жизнь борьбе с показухой. Надо для краевых властей отрапортовать, что Алтай в числе первых начал сев – пожалуйста, присылайте корреспондентов - лучшее хозяйство одного из лучших районов в крае выводит сеялки в поля. Уезжают корреспонденты, сразу "ломаются" сеялки и возвращаются в мастерскую. Назавтра в центральных газетах и телевидении победно демонстрируют начало посевной кампании на Алтае, а сев пройдет несколько позже, когда земля будет готова. И вновь район получал самые высокие урожаи, и на следующий год вновь требовали, чтобы лучший район опять первым начал сев.
При этом все всё понимали, но таковы были условия "игры". Да не игры, пожалуй, а советской жизни. Жизни, в которой Геннадий Иванович сделал сначала одно хозяйство лучшим в районе, а затем и район – лучшим в крае. А годы эти, стали пока самыми успешными в жизни и расцвете сел и хозяйств Бийского района.
Михаил Сергеевич Евдокимов пришел во власть, когда то, что было создано ранее, уже было разрушено, когда страна только начинала выходить из омута бандитских девяностых. Пришел не ради власти. Он уже имел высшую власть над умами и сердцами миллионов своих поклонников во всей стране благодаря своему таланту. Не ради денег, которых по собственному признанию, ему и без того хватило бы на несколько жизней и которые он честно заработал опять же исключительно своим талантом. Пришел, на мой взгляд, потому, что задал себе вопрос – неужели же нельзя просто честно и именно по-хозяйски, как мужик на своем подворье, работать и хозяйствовать на земле.
И… слишком поздно понял – что в современной России это невозможно. Что нельзя добывать тот же уголь в самом крае для жителей Алтая, хотя это гораздо дешевле. Нельзя, так как десятки посредников кормятся на уже созданных схемах поставок этого самого угля. И они никогда не смирятся с потерей кормушки. Что никогда в отчетах не будет выглядеть край развивающимся, если не будут торжественно закладываться новые детсады, школы, дома культуры. Евдокимову же впору было хвататься за голову от того, что умело ориентирующийся в коридорах власти его предшественник, уже успел торжественно заложить в крае для бравурных отчетов. Около сотни подобных строительств в крае были начаты и… заброшены. Ведь рапортовать – не строить. А он так не мог и не хотел… Отсюда и постоянные угрозы и лично ему и семье, и властная травля в печати…Чем и как всё это закончилось - знают сегодня все.
Анатолий Викторович пришел к руководству городом, будучи уже успешным менеджером, то есть хозяйственником, организатором и управленцем. Достаточно сказать, что уже был Всероссийской ассоциацией менеджеров включен в перечень "1000 лучших менеджеров России". А за выдающиеся заслуги, включен в Энциклопедию "Лучшие Люди России". Причем бийчане не по регалиям знали к выборам о делах Мосиевского. Именно под его руководством обанкротившаяся ТЭЦ, стала лучшим предприятием за Уралом.
Для Анатолия Викторовича руководство городом закончилось… судебными разбирательствами. А чем закончился для города этот период?
Последние годы показывают, что эффективные менеджеры в России, не всегда становятся эффективными губернаторами или мэрами. Хотя приходили они во власть не ради денег, они их уже заработали. Приходили, чтобы реализовать свои амбиции, освоить более широкое поле деятельности. У многих это не получилось, у многих закончилось именно судебными разбирательствами и отставками. И одна из основных причин здесь в том, что возникает конфликт. Хозяйственник понимает, что выгодно для города или региона действовать именно так, но правила действий диктует федеральный центр. Неповоротливость которого, всем очевидна. Вот и выискивает управленец обходные пути. Чтобы и правила не нарушить и убыток не терпеть.
В условиях нынешнего законодательства, это сродни хождения по минному полю без миноискателя. Шаг влево, шаг вправо и, к счастью на сегодня, только конец данного этапа карьеры. Проще в этой ситуации сидеть и работать по установленным, пусть и абсолютно разорительным для развития того же города правилам. Но так действуют сегодня только люди, научившиеся лавировать в коридорах власти, то есть политики, а не талантливые управленцы. Ведь согласитесь, мэр города, или губернатор, должны быть все же более хозяйственниками, чем политиками, иначе само развитие превращается лишь в иллюзию. Что, увы, во многих регионах, городах и поселках происходит.
Должности эти сегодня недаром порой называют расстрельными. И хотя определение это, к счастью, фигуральное, ситуация – вполне реальная. Согласитесь, при любых действиях в сегодняшних условиях недовольных мэром всегда будет больше чем довольных. Возьмем простые примеры из жизни нашего города.
По программе переселения из ветхого жилья, в Бийске получили квартиры около 500 семей. А не получили еще 1500. И жители столетних разваливающихся домов получают сегодня письма, в ответ на вои запросы о том, что году, этак, к 2015 их дом поставлен в планы на расселение. Так значит на 500 довольных – 1500 недовольных.
Неважно, что тот же Мосиевский как и целый ряд мэров и губернаторов предрекали такой итог и высказывали свои предложения по этой программе. Не они определяют правила. В целом же, по государству, в преддверии выборов, можно и бравурно рапортуется о сотнях тысяч семей переселенных из ветхого жилья. О миллионах оставшихся в развалюхах предпочитается не вспоминать. Политика…
Или же возьмем строительство стадиона. Радостное, вроде, событие для города. И открытие поля уже прошло. Ан, нет, сразу раздаются голоса любящих мам и пап – мол, не лучше ли было бы построить детский сад, которых в городе не хватает? Это завтра, эти же папа и мама, когда их ребенок подрастет, будут писать очередное письмо с жалобами на то, что ему негде спортом заниматься, бегать играть. И вновь согласно будут кивать еще сотни сочувствующих, как кивали и доэтого. Так как всем угодить? Да и возможно ли это? Да и нужно ли?
Не смог предприниматель за копейки заполучить обустроенную городскую территорию под строительство, а значит и обобрать нас, горожан, оплативших это благоустройство и что? Потребовали с него внести оплату за это в городской фонд - тут уж сочувствия у жителей города не дождешься. Зато вот в суд, о нарушении своих прав, частного предпринимателя, подать можно.
В этом бы случае, опытный политик (но еще раз скажу – не хозяйственник), отдал бы территорию (да еще бы и откат получил на карман), и никакого суда не было бы. Ведь нет такого механизма, чтобы сами горожане подали иск в суд, о том, что в этом случае просто их обокрали. Ну нет такой законной возможности, чтобы подать такой иск от имени горожан. А вот подал иск предприниматель и, желающих согласно покивать, нашлось много. Из числа вот таких "обиженных" мэром.
И так, к чему мы пришли? Какие выводы можно сделать? Пока, увы, неутешительные. По старому руководить нельзя, тот строй разрушен, честно руководить – опасно, эффективно – незаконно. Тогда как же будем?
Сегодня многие еще не понимают, как дальше будет организована власть, и с кого спрашивать за дело, с Главы города, или с Главы администрации города, то бишь, сити-менеджера? Самое удивительное, что наши депутаты проголосовали за изменение в Устав города в поддержку этой системы управления, как раз тогда, когда уже по стране ведущие экономисты и политологи заговорили о том, что она не оправдала себя на практике. Что предполагаемое повышение ответственности назначенного депутатами на конкурсной основе сити-менеджера, на деле оборачивается его полной безответственностью перед горожанами. В отличие от избранного всенародно.
Но жить нам сегодня предстоит именно по этим правилам. И не следует сразу предполагать только самое худшее. Просто, лично у меня, вызывает тревогу, не то, что главу администрации будут утверждать депутаты из края и города. А то, что именно сегодняшние наши депутаты будут это делать. Тревога же, возникает вот из чего.
То, что большинство горожан, не знают своего депутата, а на некоторых округах его вовсе нет – факт очевидный. Их ответственность перед избирателями – иллюзорна. Безусловно, при новой системе управления, роль депутата возрастает, а значит и наша ответственность при выборе их тоже становится выше. Но ведь сегодняшних депутатов мы избирали по старому Уставу, и не возлагали на них право выбора мэра (или мэров) города. Так кто перед кем и за что будет отвечать? И с кого и за что спрашивать?
Ведь понимание ответственности у каждого из депутатов свое. Иногда, к сожалению, трудно объяснимое. Вот давайте перечитаем и попробуем понять высказывание Олега Гузеева, лидера Бийского отделения партии "Справедливая Россия", заместителя председателя Думы города Бийска: Когда решался вопрос о введении института сити-менеджера, "Справедливая Россия", ярый противник этого, в Бийске поддержала отмену выборности главы города. Такое решение носило тактический характер и не означало изменение стратегической линии: мы остаемся последовательными и принципиальными противниками кампании по отмене выборности глав муниципалитетов. Потому это было непростое для нас решение, и фактически пришлось выбирать из двух зол меньшее… Поэтому мы действовали в интересах бийчан.
Никаких эпитетов кроме как глупость и абсурдность к подобным рассуждениям я просто подобрать не могу. Образно выходит так: если, по мнению справедливороссов, на одной ветке власти обосновалась "птица" которая не нравится им, они, исключительно в интересах всех нас, чтобы согнать нелицеприятную для них "особь", рубят само дерево (меняя устав), хотя и принципиальные противники этого. Так и представил картину – рубят и плачу, плачут и рубят.
Полноте, принципиальные вы наши, ведь достаточно было бы признать работу мэра неудовлетворительной. Только как это сделать честно и открыто, когда факты реальных дел говорят о другом. Вот и замахали топоры. Значит сегодня и этот господин с однопартийцами исходя из своих принципов и умению абсурдно их отстаивать будет назначать нам главу администрации? Да будет, будет…
Кстати, а не ему ли принадлежит еще один опубликованный "перл", когда была высказано мнение о понимании и близости позиции предыдущего мэра? Когда тот после пары лет руководства городом, доведя его до разрухи и прозвища "яминск" "честно признался, что не получилось и ушел в отставку". Во всяком случае, высказавший это публично депутат, готов был аплодировать подобной принципиальной честности.
А вот у меня сразу возник вопрос: ну выберет такой депутат нам мэра, а через пару лет будет хлопать в ладоши если тот "принципиально признается" что не получилось у него? А нам чем придется хлопать, если такое случится? Да разве что глазами или… ушами.
Еще раз скажу, я здесь высказываю только свое мнение. А вот у меня вызывает недоверие и этот партийно-фракционный принцип голосования в Думе. Чьи интересы представляет депутат? Жителей округа его избравших, или партии в которой он состоит? Перед кем он несет ответственность, если голосует так, как решили в партии? А там, в этих партиях, кто решает за нас?
Пока это вопросы без ответов. Тем более я знаю целый ряд деятелей в городе, которые в поисках своего пути во власть и во власти уже не один раз меняли свои партбилеты. Да и в самих-то партиях непонятно что творится, особенно на местном уровне. Кроме, пожалуй, одного – борьбы за посты в этой самой партии.
Конечно, лишь время и жизнь даст ответы на все эти вопросы. Только вот за сегодняшние решения, к каким бы результатам они не привели, спросить будет не с кого.
Сегодня же, мне хочется сказать искренне спасибо тому человеку, который нес груз ответственности за все происходящее в городе в последние годы.
Спасибо Вам, Анатолий Викторович, за то, что сегодня я хожу по преобразившемуся очистившемуся и цветущему городу. Да, еще не везде, но кто бы мог сделать все и сразу? Спасибо, что прозвище "яминск" кануло в лету. За то, что встречаю друзей, со всех концов света на чудесной привокзальной площади любуясь фотографирующимися здесь молодоженами.
За то, что тысячи людей собираются на матчи футбольной команды "Динамо" и уверены, что вскоре это произойдет на новом стадионе. За те сотни мальчишек, которые по этой причине организовались в дворовые футбольные команды и пошли в спортивные секции. За то, что выработан, утвержден и начинает осуществляться план газификации города. За дополнительные средства, которые получил Бийск на развитие напористо входя в федеральные программы. За то, что израсходованы они по-хозяйски и на дело.
За те очень многие изменения, которые произошли в городе, и которых, я это хорошо знаю, могло и не быть, несмотря ни на какие средства.
Спасибо, Вам, за все то, что и перечислить невозможно. И, уверен, к этим словам присоединятся тысячи горожан…
Пусть придет другой, пусть сделает еще лучше. Если сумеет… Если не побоится…
Мне хотелось бы в завершение привести слова еще одного, очень уважаемого мной человека, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к тому, о чем говорилось выше. Этот человек – Николай Фоменко. Многие знают его как певца, шоумена, актера. Меньше знают как известного гонщика и успешного менеджера, о чем больше известно как раз за пределами России. Его компания впервые украсила Российским флагом команду королевских гонок Формулы 1.
Так вот что он сказал, по поводу огульной критики в адрес первого российского пилота после неудачи в одной из гонок.
Инженерный директор "Маруси-Вёрджина" Николай Фоменко прокомментировал тот факт, что отдельные болельщики слишком остро реагируют на неудачи Виталия Петрова, критикуя гонщика
"Лотуса-Рено" за любую оплошность.
"Это отсутствие национальности в стране. Мы, таким образом демонстрируем всему миру, что мы не нация, а просто скопище. Вот когда мы научимся любить друг друга и не перебегать на другую сторону
улицы, когда мы видим русского за границей, вот тогда у нас всё будет хорошо. Я могу сказать: нам учиться – не переучиться у западного мира, как нужно любить своих, стоять за своих и защищать
своих. Вот, собственно, и всё. У нас на родине тебя сдадут в любой момент. Сразу, только этого и жди. Идёшь вот по улице и ждёшь, когда тебя предадут…
Моя бабушка давно-давно всегда говорила: "Мужик ругал царя, а царь и не знал". Вот надо идти к своей цели и всё. А любят нас или не любят, хорошие мы или плохие – мы ничего не знаем,
мы делаем своё дело. Если кто-то может лучше – пожалуйста. Вопросов нет, двери все открыты. Но никто ж не шевелится. У нас только высунулся – сразу палкой по башке".
К чему я это? А вы подумайте…
P.S. Невозможно сразу изменить жизнь к лучшему. Невозможен и обратный вариант. Пока никаких особых изменений нет, да и быть не должно. Разве что… Затянулось строительство стадиона, вопрос с его финансированием еще будет решаться. И оно, строительство, скорее всего уйдет в зиму. Будет решаться вопрос с местом строительства храма.
Совсем недавно все это звучало несколько по-другому – строилось, утверждалось, открывалось – теперь будет решаться. Хотелось бы ошибиться, но не тенденция ли это при новой схеме управления?
Да! Одно разительное изменение в городе все же произошло. На футбольных матчах бийского Динамо, опустел местный ВИП-сектор. Раньше оттуда смотрел за матчами мэр и любители футбола из числа депутатов и работников администрации. Нет мэра и разлюбили футбол эти "болельщики".