апрель 9, 2012
Презентация программы по превращению Барнаула в культурную столицу состоялась в конце ноября прошлого года, после чего жителям края было предложено участвовать в общественном обсуждении документа. Всего, по данным краевого управления по культуре и архивному делу, поступило более 70 предложений, часть из которых вошли в утвержденный вариант. Например, в концепцию включили предложения по созданию историко-архитектурного музея на территории Нагорного парка, разработке эффективных форм противодействия проявлениям вандализма, проведение тематических музейных мероприятий для людей с ограниченными возможностями, расширение площади читального зала государственного архива Алтайского края и др.
Речной вокзал, Барнаул.
Михаил Хаустов
Что может получиться из пятилетнего проекта? Об этом поговорил с Ольгой Карповой, авторитетным специалистом по культурному развитию территорий, деканом факультета "Управление социокультурными проектами" Московской высшей школы социальных и экономических наук.
- Вообще понятие "культурная столица" начинают активно использовать города, конкурирующие между собой на определенной территории. Такой способ привлечения к себе внимания позволяет субъектам, лишенным серьезной экономической или политической базы, выглядеть конкурентоспособными в публичном пространстве, выигрывать за счет других ресурсов.
Классическим примером может послужить Санкт-Петербург - перестав быть политическим центром страны, город неформально превратился в ее культурную столицу.
Говоря о современной практике, стоит отметить всем известный проект "культурная столица Европы", аналоги которого появляются уже и на других континентах. В Европе "культурная столица" - это всем понятная, раскрученная технология, которая позволяет городам широко заявить о себе, позиционироваться в европейском пространстве, и тем самым решить конкретные вопросы городского маркетинга, инфраструктуры и так далее.
В целом все это способствует улучшению имиджа города, его инвестиционного климата и привлечению туристов (что тоже сегодня является немаловажной отраслью городской экономики). Европейский опыт также демонстрирует, что участие в программе "Культурная столица" помогает решить множество внутренних проблем: повышается качество жизни в городе, качество культурных услуг, создаются новые элементы инфраструктуры, дополнительные рабочие места и так далее. Но, конечно, все это получается тогда, когда город ставит перед собой такие задачи. То есть если уйти в сторону одного только событийного планирования и не проектировать долгосрочные эффекты, то все пройдет как праздник, не получив дальнейшего развития.
- А если говорить о российской практике? Можете привести примеры городов, которым удалось добиться долгосрочных эффектов от подобных проектов?
- В России тоже была попытка поработать с форматом "культурной столицы". Такая программа была запущена в Поволжье в 2000 году, но поскольку система финансирования и управления была иная, нежели в Европе, городам-участникам удавалось скорее достичь культурных, нежели экономических или инфраструктурных эффектов. Но задачу активизации культурных контактов между регионами ПФО, определенной модернизации культурных практик, она выполнила.
Сегодня пока только Перми удалось прославиться на всю страну своим проектом "культурная столица". Причем они пытаются стратегически подходить к этому вопросу, изначально провозгласив себя культурной столицей России, а не региона, более того, претендуя на звание культурной столицы Европы. Кстати, в этом очень много правильной провокации. Нужно претендовать на место, на которое в потенциале претендует практически каждый региональный центр. Образно выражаясь, бывает полезно бросить всем остальным перчатку, как бы говоря: "Пока вы занимались непонятно чем, мы стали столицей и сейчас вам это докажем". Конечно, это будет оспариваться, но если мы говорим о технологиях, которые позволяют решить определенные задачи, стоящие перед регионом, то почему нет?
- Если все же поставить себе целью улучшение культурного пространства города, то с чего бы вы посоветовали начинать?
- Никуда не денешься от такого важного момента, как анализ ситуации. На самом деле не может быть такого, чтобы в городе нечего было показать, особенно, если мы говорим о региональном центре. Конечно, если сравнивать барнаульские достопримечательности с Мариинским театром и Третьяковкой, ничего не получится. Но ведь в современном мире культура трактуется очень широко и с каждым годом в этой сфере появляется все больше новых практик, потребностей и услуг, которые до сих пор в России совершенно не развиты! В этом свете мне вообще заход через "культурную столицу" кажется неправильным, уже устаревшим. Тем более, когда вы говорите о культурной столице какой-то ограниченной территории. Сегодня нет конкуренции городов на региональном уровне, конкуренция между городами выходит уже даже за пределы страны. И здесь снова приведу в пример Пермь – там очень грамотно поступили: обозначили масштаб своих претензий – сначала культурная столица России, потом Европы.
- А мы говорим о "культурной столице Юга Сибири"…
- …И таким образом как бы заявляете: "Мы вообще больше ни на что не претендуем". Вот Юг Сибири и хватит с нас. Возможно, в Сибирском регионе это как-то будет работать, потому что люди будут понимать, о чем речь. Если говорить о российском масштабе, то, в общем, для большинства жителей других регионов (Центральной России, Дальнего Востока, допустим) Юг Сибири – это что-то вообще непонятное. Я сомневаюсь, что многие Сибирь-то на карте покажут, а вы говорите - Юг. Вы пытаетесь привязать образ города к чему-то, что очень нечетко даже с пространственно-географической точки зрения. А с культурной и вовсе непонятно. То есть, когда мы говорим о Европе, сразу возникает множество культурных контекстов, и, соответственно, к "культурной столице Европы" вопросов тоже нет. Все понимают масштаб явления или масштаб претензии. С югом Сибири ничего такого в сознании внешних потребителей пока не связано.
Бренд "культурная столица Юга Сибири" оказывается "пустым". Он требует конкретизации. Те города, которые включаются в подобные проекты, в своих программах всегда находят выраженную, четко сформулированную специфику и потом ее продвигают. Например, в Лионе нашли незанятую на тот момент нишу городского освещения и сделали ее главной "фишкой" города - уже 20 лет здесь проводят фестиваль света, город позиционируется как лидер в области светового дизайна и технологических инноваций в этой сфере.
Так что эффективнее выбирать какой-то свежий образ, но при этом имеющий возможность "привязки" к культурным традициям, какое-то конкретное направление в культуре, которое было бы действительно уникальным, еще никем не занятым. Тогда и не придется ограничивать себя географически.