Экологи считают, что несмотря на вердикт Верховного суда по Залесовскому заказнику, чиновники продолжают искать предлоги для его уничтожения

ноябрь 2, 2012

В конце октября алтайские экологи из "Геблеровского общества" и из международной организации "Гринпис" выехали в Залесовский район и провели своё исследование. Экологов интересовало - действительно ли в районе и в Залесовском заказнике, в частности, сложилась катастрофическая ситуация из-за нашествия вредителя-полиграфа уссурийского?

Ранее в октябре Верховный суд апелляционную жалобу управления лесами Алтайского края на решение краевого суда по поводу перевода земель лесного фонда из категории эксплуатационных в категорию защитных. Вердикт: решение краевого суда от 25 июня, куда обратилась краевая прокуратура с требованием о признании недействительнымм лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества, .

По словам Алексея Грибкова, председателя "Геблеровского экологического общества", это решение имеет прецедентное значение:  все заказники, которые стоят в эксплуатационных лесах - а такие есть и в Алтайском крае, и в других регионах - должны также перейти в категорию защитных лесов (т.е. нужно переделывать лесохозяйственные регламенты во многих регионах России).

Также, по словам эколога, косвенно из решения суда вытекают следующие моменты: доводы лесников о том, что региональные заказники не могут находиться на землях государственного лесного фонда, несостоятельны. И, как подчеркнул Алексей Грибков, попытки Управления лесами доказать, что дело против бывшего главного лесничего края Михаила Ключникова возбуждено несправедливо, - также теперь несостоятельны. "Дело возбуждено справедливо, потому что передавать леса в аренду под вырубку было нельзя", - объяснил эколог.

Но, как , Управление лесами Алтайского края не сдается. Видимо, ситуация с заказником важна для него не только из-за сохранившихся в нем запасов деловой древесины (относительно небольших, но привлекательных в силу своей относительной доступности), но и из-за большого прецедентного значения, - полагают экологи.

На помощь лесозаготовителям был призван "агент иностранного влияния", поселившийся в Сибири по меньшей мере десяток лет назад, но до сих пор интересовавший разве что немногочисленных ученых - небольшой жук полиграф уссурийский (Polygraphus proximus). Этот жук естественным образом встречается в Китае, Корее, Японии и на самом юге российского Дальнего Востока, а в Сибирь и в Европейскую Россию он был занесен с лесоматериалами по железной дороге. Питается этот жук разными видами пихты, в частности - пихтой сибирской, и при массовом размножении способен вызывать гибель отдельных деревьев или даже в целом участков пихтовых лесов (не только за счет непосредственного повреждения деревьев жуками и личинками, но и за счет переноса разрушающих живые ткани ствола грибов из рода Ophiostoma). В последние годы поражение пихты этим жуком вне его естественного ареала было отмечено в Новосибирской, Томской, Кемеровской, Московской, Ленинградской областях (в последних двух - в зеленых насаждениях), Красноярском и Алтайском краях.

Вскоре после того, как краевой суд признал незаконным отнесение лесов Залесовского заказника к эксплуатационным, Управление лесами обнаружило в заказнике "очаг массового размножения стволового вредителя пихтовых насаждений – уссурийского полиграфа на площади 16300 га". , "масштабы бедствия столь велики, что в ходе заседания рабочей группы рассматривался вопрос о введении чрезвычайной ситуации на большей части территории заказника "Залесовский".

Катастрофический дефицит ресурсов ценной древесины в изрядно разоренных алтайских лесах толкает Управление лесами Алтайского края на все более ожесточенную борьбу за те участки, которые действующее законодательство пока не позволяет вовлекать в интенсивные промышленные рубки - в частности, за леса региональных особо охраняемых природных территорий, - считают экологи.

В связи с очередной попыткой истребления лесов Залесовского заказника - на этот раз под предлогом борьбы с опасным вредителем леса -"геблеровцы" и сотрудники "Гринпис России" обследовали пихтовые насаждения в заказнике и на прилегающей территории для оценки реальной ситуации.

Произошла ли катастрофа в заказнике? 

Обследование выявило два важных факта: во-первых, полиграф уссурийский встречается не только на территории Залесовского заказника, но и за его пределами, причем, скорее всего, уже достаточно давно; во-вторых, масштабы поражения лесов заказника настолько малы, что ни о какой катастрофе говорить не приходится - не только сейчас, но и в сколько-нибудь обозримом будущем. Как в заказнике, так и поблизости масштабы гибели деревьев пихты от полиграфа уссурийского не выходят за рамки естественных процессов отпада старых и угнетенных деревьев и смены поколений древесных пород. На большей части территории отмечается гибель лишь единичных наиболее ослабленных деревьев, и лишь кое-где, в чистых высокополнотных пихтовых насаждениях с интенсивным естественным отпадом, отработанные полиграфом деревья составляют сколько-нибудь заметную долю в составе древостоя (такие насаждения в лесах заказника крайне редки, и встречаются главным образом по долинам рек, в водоохранных зонах). Существенной разницы в степени повреждения древостоев на территории заказника и за его пределами не обнаружено.

В наиболее пораженном полиграфом уссурийским насаждении (такое насаждение на территории заказника было найдено одно), с составом 10П+Б (10 пихт и берёза), проведенный перечет показал следующее. 18% деревьев были заселены или отработаны полиграфом уссурийским, причем это были главным образом тонкомерные, отставшие в росте и угнетенные деревья (средний диаметр заселенных и отработанных был на 30% меньше живых и здоровых). На остальных участках, где были найдены признаки поражения деревьев пихты полиграфом, доля пораженных деревьев не превышала трех процентов.

При этом в окрестностях заказника (за пределами его территории) сотрудниками природоохранных организаций была найдена на одном из промежуточных складов древесина пихты сибирской с гнилью и иными дефектами - она была в значительной степени заселена и отработана полиграфом.

Из всего этого можно сделать следующий вывод. Состояние лесов Залесовского заказника ни в связи с появлением полиграфа уссурийского, ни само по себе, не вызывает никаких опасений. Катастрофической гибели лесов в связи с полиграфом ни в заказнике, ни в его окрестностях нет и не предвидится. Остановить дальнейшее распространение полиграфа уссурийского по территории страны с помощью санитарных рубок в Залесовском заказнике невозможно - поскольку жук уже расселился по территории нескольких субъектов РФ в Сибири и даже в Европейской России. Ситуацию же в самом заказнике промышленные санитарные рубки могут лишь ухудшить за счет неизбежного ослабления деревьев в стенах леса вдоль лесосек при сплошных санрубках, и расстройства насаждений при выборочных.

Единственной разумной стратегией борьбы с полиграфом уссурийским в Залесовском заказнике может быть строгое соблюдение его природоохранного режима и в целом действующего законодательства с целью предотвращения тех действий, которые могут привести к разрушению естественных механизмов саморегуляции черневой тайги.

Об этом altapress.ru сообщили в "Геблеровском экологическом обществе".