Общеизвестно, что прошлый год стал провальным как для российского авторынка в целом, так и для алтайских дилеров в частности. Среднее падение продаж на 50% заставило многих скорректировать свои планы. На снижение потребительского спроса существенно не смогли повлиять ни специальные акции, ни маркетинговые программы. В текущем году ситуация начала кардинально меняться. Причем одинаково для разных участников рынка.
Рекорд Lada
Партнеры "АвтоВАЗа" по уровню продаж в этом году вышли на первое место, но далеко не все. Менеджер по маркетингу и рекламе салона "Алтай-Лада" Екатерина Кривошеинарассказывает: "Начиная с марта-апреля текущего года продажи в нашем салоне значительно возросли. Это связано с работой по программе утилизации. В апреле мы продали 372 машины, в мае — 276 (около 50% — по программе утилизации)".
Алтайские компании, которые занимаются продажами Lada, но не участвуют в этой программе, менее привлекательны для покупателей. Так, в автоцентре "АНТ" за апрель продажи Lada составили 54 автомобиля, в мае — 21. "Мы же вышли на уровень продаж 2005–2006 годов, когда марка была на пике популярности", — продолжает г-жа Кривошеина. Она отмечает, что продажи могли быть и выше при необходимом количестве машин. Очередь по программе утилизации сегодня составляет более 3 тыс. заявок. Однако в июне "АвтоВАЗ" предполагает выделить барнаульскому дилеру 500 автомобилей, а в июле — 750.
Растем сами
Другие участники программы по утилизации старых авто не заметили, чтобы она сыграла какую-то важную роль в привлечении клиентов. По их оценкам, большое значение в данном случае сыграли собственные программы автокредитования, а также улучшение экономической ситуации в целом по стране.
Руководитель отдела продаж Mitsubishi автоцентра "АНТ" Сергей Шатов приводит данные о том, что динамика реализации Mitsubishi в 2010 году улучшилась. Уровень продаж постепенно приближается к результатам докризисного 2008 года. "Это можно объяснить оздоровлением экономики. Кроме того, я связываю это с пересмотром ценовой политики Mitsubishi Motors Corporatiоn. Также огромную роль в увеличении продаж играют финансовые инструменты, такие как MMF ("Митсубиши Моторс Финанс"). Сегодня в кредит по программе MMF приобретается более 50% автомобилей", — комментирует он.
Маркетолог "Рена-Моторс" Алексей Дубровинтакже отмечает, что программа утилизации не отразилась на продажах в салоне. В этом году в Алтайском крае автомобилей Renault по сравнению с 2009 годом продается на 25% больше. "Это объясняется как выходом из кризиса, так и обновлением парка. Также велика роль специальной программы Renault Credit с возможностью покупки автомобилей в кредит без переплаты (ставка 0%). Продажи в кредит сейчас составляют порядка 35–40% от общего числа", — отметил г-н Дубровин.
Иномарки перестраховались
Аналитическое агентство "Автостат" в начале июня предоставило данные по региональным рынкам новых иномарок в целом. Директор агентства Сергей Целиков обозначает ряд факторов, которые сегодня способствуют переменам на авторынке.
Основным, конечно, является потребительская активность, которая формируется из доходов населения и доступности кредитных ресурсов. "В настоящий момент как раз идет восстановление этих показателей после нижней "кризисной" фазы", — говорит г-н Целиков. Не последнюю роль играет уверенность людей в завтрашнем дне. Определенное влияние на рынок оказывают действия производителей по привлечению клиентов. Достаточно серьезное значение для продаж имеет грамотное планирование производства и поставок нужного количества моделей в дилерскую сеть.
В данный момент на российском рынке наблюдается дефицит наиболее ходовых моделей. По мнению Сергея Целикова, месячные продажи дилеров могли бы быть на 15–20% выше текущего уровня, если бы в автосалонах было оптимальное количество машин и максимально востребованный модельный ряд. В "Автостате" уточняют, что дефицит автомобилей на рынке сегодня обусловлен тем, что в прошлом году, когда формировался план и утверждались квоты поставок машин на российский рынок, никто не предполагал, что он будет так быстро восстанавливаться.
Генеральный директор "АНТ" Александр Поддубный согласен с этими выводами. "Можно сказать уверенно, что сейчас на рынке появился больший спрос, чем прошлой весной. Рост примерно на 30%. При этом машины определенных марок люди ждут три-пять месяцев. Дело сегодня не в том, что спрос превышает предложение, а в том, что автопроизводители перестраховались из-за кризиса, чтобы избежать ситуации "перетоварки". Поэтому сегодня повышенный спрос определяется прежде всего недостатком машин", — комментирует г-н Поддубный. Кроме того, по словам директора автосалона, проявился и отложенный спрос.
Управляющий директор "Тoyota Центр Барнаул" Олег Манушевичотмечает, что в течение лета многие импортеры скорректируют свои планы производства в сторону увеличения. И уже осенью можно будет говорить о полноценном росте числа проданных автомобилей. Пока г-н Манушевич оценивает продажи в салоне "Тoyota Центр Барнаул" на уровне прошлого года. "Уровень продаж с января по май 2010 года идентичен продажам прошлого года за аналогичный период (в среднем 35–45 автомобилей в месяц, контракты — 70–80 автомобилей в месяц).
Алексей Дубровин полагает, что сложившийся дефицит популярных моделей Renault (договоры поставки заключаются на октябрь) компенсирует запуск второй производственной линии, намеченный на август. Таким образом, сроки поставок сократятся, а продажи продолжат расти.
Согласно информации маркетолога автоцентра "Авангард" Марии Барсуковой, в 2010 году отчетливо прослеживается тенденция роста продаж. В мае поставки Audi AG в Россию выросли на 30,3%. На рынке Алтайского края рост продаж Audi составил 26% по отношению к аналогичному периоду 2009 года, при том, что Audi закончила прошлый год с наименьшими потерями (падение продаж в России составили 12%).
Данные о том, что спрос на новые автомобили различных сегментов постепенно растет, дали возможность некоторым экспертам прогнозировать и рост цен. Игроки алтайского рынка подтверждают эти прогнозы. "В автосалоне "Авангард" увеличение цен на некоторые модели Audi уже произошло с 1 июня текущего года. Но оно было незначительным, всего на 1,5–2%. К тому же концерн Audi AG не поднимал цены в начале года, как это сделали многие другие производители", — прокомментировала г-жа Барсукова. А Сергей Шатов прогнозирует, что увеличение цен на Mitsubishi стоит ожидать уже с III квартала.
Что мы знаем об агентстве "Автостат"
Аналитическое агентство "Автостат" работает на российском информационном рынке с 2006 года. Офис располагается в Тольятти. Аналитики компании в рамках специальных проектов подготовили и выпустили в свет четыре ежегодных справочника "Автомобильный рынок России". Основным методом подготовки отчетов является проведение так называемых "кабинетных" исследований. Источниками информации являются данные Росстата, ГИБДД, ГТК, АСМ–холдинга, Ассоциации европейского бизнеса в РФ, а также собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях – участниках рынка. На начало 2009 года клиентами агентства являлись более 600 компаний, среди которых производители автомобилей и автокомпонентов, ведущие российские и зарубежные консалтинговые агентства, крупнейшие банки и страховые компании.
Список представлен Boston Consulting Group, McKinsey & Company, Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, Toyota Motor, Nissan Motor Rus, BMW Rusland Tradin, Mercedes-Benz Rus, Volkswagen Group Rus, ГК "СОК", "Северсталь-Авто", ЗАЗ, Альфа-банк, банк "Русский стандарт", МДМ, ММБ и т.д.
Самое важное - в нашем Telegram-канале