С 1 октября произошло значительное увеличение утилизационного сбора для юридических лиц. В среднем ставка выросла на 70–80 %. Особенно сильно это отразилось на категории новых автомобилей с объемом мотора от 1 до 2 литров — сбор вырос с 301 тыс. рублей до 556 тыс.
Для машин с моторами от 2 до 3 литров повышение стало еще более ощутимым: сумма увеличилась с 845 тыс. до 1,5 млн рублей. Это же касается и подержанных автомобилей. Например, утильсбор для японских малолитражек с двигателями менее 1 литра теперь составляет 383 тыс. рублей вместо прежних 207 тыс., а для категории от 1 до 2 литров сбор увеличился с 529 тыс. до 978 тыс. рублей.
Утилизационный сбор — это специальный сбор за утилизацию авто по технологическим и экологическим нормам. Его оплачивают при производстве или ввозе машины на территорию РФ.
Утилизационный сбор оплачивает:
- производитель — для автомобилей, которые выпущены в России;
- лицо (или организация), ввозящее транспорт, — для импортных автомобилей, сбор взимается при растаможке;
- покупатель или текущий собственник автомобиля, при условии, что ранее за ТС не платили утильсбор.
В 2012 году правительство ввело утилизационный сбор для импортных автомобилей. Это нарушало правила ВТО. Чтобы избежать проблем, власти начали выплачивать утильсбор российским автосборщикам, включая иностранные заводы, после производства. Это делало выпуск машин в России выгоднее импорта.
Сейчас схема осталась, но компенсация зависит от степени локализации автомобилей. Не все заводы получают ее полностью. После 2022 года только несколько заводов работают по полному циклу: АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ и Haval в Туле. Остальные занимаются отверточной или мелкоузловой сборкой. Вероятно, их компенсация меньше, чем у АВТОВАЗа и других полностью российских заводов. Механизм компенсаций непрозрачен, точный объем выплат неизвестен.
Достаточно много. Суммарный объем утильсборов в 2024 году оценивался почти в 1 трлн рублей без учета нынешнего повышения (о нем тогда не было известно). С 1 января ставки вырастут больше чем вдвое, при сохранении объема рынка ожидаем сборы на уровне 2 трлн рублей в 2025 году. Это выходит больше, чем запланированные в 2024 году траты на образование (1,55 млрд) и здравоохранение (1,62 трлн).
Не исключено, что АВТОВАЗ использован как «таран» для продвижения этой инициативы, смысл которой проще — пополнить бюджет.
Ранее altapress.ru рассказывал, какие иномарки первыми подорожают из-за утильсбора.
Самое важное - в нашем Telegram-канале