Во вторник появились две версии происходящего: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила нефтяников в картельном сговоре, а краевые чиновники обвинили в дефиците независимых продавцов.
По мнению газеты "Свободный курс", топливный кризис не станет затяжным. Но для этого правительство должно либо перестать ограничивать цены, либо еще больше зарегулировать рынок.
Как в Ливии
Ограничения по продаже бензина начались с вечера пятницы, 22 апреля. В выходные большинство заправок прекратили свободную продажу топлива: бензин либо отпускали по топливным картам с ограничением в 20–30 литров, либо не продавали вообще.
Особенно тяжело пришлось тем, кто оказался в эти дни на краевых трассах: по словам очевидцев, на федеральной трассе М-52 водитель с тремя детьми и пустым бензобаком умолял сначала кассира заправочного комплекса, затем других автовладельцев с фирменными картами помочь с топливом. По рассказам читателей, звонивших в редакцию "СК", в подобной ситуации в эти дни оказались как минимум десятки автовладельцев.
Описанный пример не только тревожит, но и удивляет: совсем недавно мы видели репортажи про пустые бензоколонки в Ливии, и вряд ли кто-то мог подумать, что такое возможно у нас. Но с Ливией все понятно: там гражданская война и бомбежка. Откуда же топливный кризис во вполне мирных Барнауле, Бийске и Яровом?
Кто виноват?
Ответа на этот вопрос до сих пор нет, но есть две оформившееся версии. Первая озвучена независимыми заправщиками. По их мнению, причиной кризиса стал отказ основных поставщиков нефтепродуктов в Алтайский край "Роснефти" и "Газпромнефти" отгружать топливо независимым продавцам.
"Независимым операторам топливо не продают, – заявил Юрий Матвейко, руководитель компании "Октан" и Алтайского топливного союза. – Находят 1 000 причин, чтобы отказать. Они заинтересованы продавать нефтепродукты только на экспорт".
В понедельник вечером позицию частников поддержал ФАС. Игорь Артемьев, глава ведомства, предположил, что ситуация может быть одной из разновидностей картельного сговора, и пригрозил оптовикам уголовной ответственностью. Сами "Роснефть" и "Газпромнефть" ситуацию до сих пор не комментируют.
Пока оптовики отмалчивались, за них заступились краевые чиновники – во вторник появился официальный комментарий краевого управления по промышленности и энергетике. По версии краевых властей, виноваты не оптовики, а "часть независимых топливных операторов, которые несвоевременно зарегистрировались или не оформили необходимые документы для участия в биржевых торгах".
Из официального комментария, впрочем, непонятно, как биржа могла стать причиной кризиса – на ней продается лишь 15% от производства нефтепродуктов, да и эти объемы скупают крупные трейдеры. Версию про биржи опровергают и частные продавцы: по их словам, с оптовиками у них есть действующие прямые контракты по отгрузке топлива.
Что делать?
Какая бы версия ни была правдивее, ни одна из них не дает ответа на вопрос: когда все это кончится? А для этого сначала надо понять, кто сможет разрешить ситуацию.
Ясно, что этим "кто" не станут ни антимонопольщики, которые сейчас могут лишь начать длительное разбирательство, ни краевые власти, у которых попросту нет рычагов влияния на крупных нефтяников.
В кулуарах поговаривают, что спектакль с дефицитом затеян оптовиками для одного зрителя – премьер-министра Владимира Путина, который в феврале поручил нефтяным холдингам снизить цены. На фоне мирового роста цен на нефть (не последней причиной чего стала уже упомянутая Ливия) экспорт стал для оптовиков выгоднее. Это привело к тому, что экспорт увеличился на 50%, поставки на внутренний рынок сократились. Перекос могло исправить повышение отпускных цен, но в условиях запрета сверху это стало бы рискованным шагом для нефтяников.
Разрешение ситуации возможно только сверху: для этого правительство должно либо вручную ограничить экспорт, либо снять запрет на повышение цен на внутреннем рынке. Бензиновая засуха охватывает все больше российских регионов, и очевидно, что какое-то решение будет принято уже в ближайшее время. Бензин в этом случае вернется, но поводом для радости не станет: по мнению экспертов рынка, нынешняя ситуация неминуемо обернется повышением розничной цены на бензин на 3–4 рубля.
Факт
Дефицит топлива начал распространяться по России. Нехватка бензина зафиксирована в Брянской, Белгородской, Мурманской областях, Красноярском крае, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине.
Что будет с...
…посевной
Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:
Ситуация контролируется. Необходимые распоряжения даны, и требуемые объемы топлива будут направлены в сельские районы по решению руководства профильного министерства и нашей основной государственной нефтяной компании.
…общественным транспортом
Валерий Леонов,
председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей:
Пока работаем стабильно. Я покупаю у пяти поставщиков, на данный момент они говорят, что вроде перебоев быть не должно. Но гарантировать ни я, ни они ничего не можем. При наихудшем варианте развития событий запасов топлива для транспорта у меня хватит на неделю.
…экстренными службами
Пресс-центр администрации города Барнаула:
Проблемы снабжения горюче-смазочными материалами не влияют на функционирование дорожных служб, общественного транспорта, "скорой помощи", транспорта социальных учреждений и учреждений культуры. По обеспечению этих сфер топливом заключены долгосрочные контракты, по которым в полном объеме выполняются оптовые поставки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале