За три квартала 2014 года жители Алтайского края купили, по данным аналитического агентства "Автостат", 10,1 тыс. автомобилей. Это на 1,7 тыс. меньше, чем за аналогичные 9 месяцев 2013 года (-15%). По состоянию на сентябрь прошлого года величина падения была приблизительно такой же. Получается, что всего за два года рынок сжался почти на треть.
И положение дел на алтайском авторынке мало чем отличается от картины, которую можно наблюдать по стране в целом. По данным ассоциации европейского бизнеса, за январь – сентябрь 2014 года продажи легковых машин в России сократились на 13%, с 1,9 до 1,6 млн. штук.
Лидеры авторынка
Если сравнить данные по десяти самым продаваемым маркам в России и на территории региона (см. данные в таблицах), то можно сделать вывод, что структура потребительских предпочтений отличается не слишком кардинально. Однако местные особенности все же есть. Главная из них — повышенная лояльность покупателей к японским маркам: в этом своеобразном рейтинге и Toyota, и Nissan, и Mitsibishi в Алтайском крае стоят выше, чем в общероссийском списке.
Европейские, американские и корейские марки (кроме занявшего третье место Hyundai) располагаются ниже и, за исключением Chevrolet, показали большую глубину падения, чем по России.
Сохраняет стремительную динамику падения и безоговорочный лидер продаж Lada. К концу года спад, вероятно, станет еще значительнее, ведь один из двух дилеров этой марки — "Алтай-Лада" — не продает машины с сентября. Этот убыточный дилерский центр купила группа компаний "БИПЭК Авто — Азия Авто" из Казахстана. Вновь для покупателей салон должен открыть свои двери в декабре. По некоторым данным, торговать там будут не только автомобилями Lada, но и Opel с Renault.
Прошлой осенью из первой десятки положительную динамику показывали сразу три марки — Chevrolet, Renault и UAZ. В этом году "в плюс" идет только Nissan. Притом значительно (+27%).
Максим Алексеев,
замдиректора автосалона “Ниссан-АНТ”:
Такая ситуация связана с нашей работой, а также с тем, что наши покупатели — приверженцы своей марки и те, кто 3–4 года назад приобретали у нас авто, — сейчас приходят обновлять машину. У нас почти полностью меняется модельный ряд, и в связи с появлением новых моделей мы ощущаем прирост.
Особенно хорошие показатели у АНТ по новой Almera, в том числе среди корпоративных клиентов. Это притом, что продажи юрлицам в этом году по всей Сибири серьезно сократились.
"Китайцы" больше не растут
В 2013 году модели из Поднебесной показывали беспримерные темпы роста продаж: Lifan — +29%, Great Wall — +57%, Geely — +64%. Нынешней осенью дилеры "китайцев" не могут похвастаться такими впечатляющими цифрами. Geely имеет солидные показатели за счет низкой стартовой базы, Great Wall заметно просел, и только Lifan показывает рост, но более скромный. Особенно если учесть, что в прошлом году дилер этой марки заработал лишь в марте, а показатель 2014 года сравнивается с прошлогодним.
Геннадий Кормильцев,
гендиректор холдинга “АГАС”:
За полтора года мы продали уже более 500 автомобилей Lifan и довольны сотрудничеством с этим брендом. И мы видим дальнейшие перспективы, ведь китайцы даже в условиях кризиса ведут себя иначе, чем другие автопроизводители: они не повышают, а снижают цену. Это уже сработало в прошлый кризис, может сработать и в дальнейшем при наметившемся ухудшении экономической ситуации.
Но пока же более уверенно чувствуют себя продавцы дорогих автомобилей. Машин премиальных марок в крае в этом году стали брать на 14% больше, чем годом ранее. Однако не у всех местных дилеров из премиум-сегмента дела идут в гору: продажи BMW и Audi показали отрицательную динамику. Однако Land Rover и Mercedes демонстрируют заметный рост продаж, а Lexus и вовсе нарастил количество сделок более чем на треть.
Покупатели знают, чего хотят
Месяц назад Ольга Частухина, директор по развитию автоцентра "Реал", в интервью нашей газете отметила, что в этом году клиенты стали бояться рисковать деньгами. Процент отказа от покупки по финансовым обстоятельствам вырос с 10 до 30%, и даже те, кто получил положительный ответ от банка по автокредиту, теперь не спешат с покупкой, а думают и присматриваются.
Эту тенденцию подтвердил и Павел Сенченко, директор автосалона "Lifan АГАС".
Павел Сенченко,
директор автосалона "Lifan АГАС":
Такого в прошлом году не было: люди стали более требовательны, тщательно присматриваются к машинам, выбирают. И прежде чем приехать к нам, еще 3–4 салона объезжают, а в том году ехали целенаправлено только к нам. То есть люди стали более взвешенные решения принимать. Но с такими клиентами даже проще работать — они четко знают, за чем пришли.
Однако представители ряда других автосалонов ("УАЗ АГАС", "Nissan АНТ" и "Lada АНТ") такого тренда не отмечают. Впрочем, в октябре, как уточнила Ольга Частухина, "быстрых" сделок стало больше.
Еще одним важным событием осени оказалась программа утилизации. Несмотря на то что участвовало в ней большое количество брендов (в эту кампанию можно было купить любой собранный в России автомобиль), эффект от нее почувствовали в основном только продавцы отечественных автомобилей. Так, продажи холдинга "АГАС" в октябре по УАЗ увеличились вдвое. У АНТ в октябре доля продаж Lada по госпрограмме составляла 30–40%. В то же время продажи иностранных брендов по утилизационным сертификатам были единичны. Подробнее о ходе утилизационной кампании в Алтайском крае читайте на стр. 5.
В ожидании новых цен
В течение всего года стоимость автомобилей значительно не увеличилась. По большинству моделей рост цен не превысил нескольких процентов, а на ряд автомобилей производители не переписывали ценники вовсе. Однако после резкого падения курса рубля стало понятно: машины в цене прибавить должны. Но когда это произойдет и насколько сильно ударит по покупателям, пока до конца неизвестно.
Ольга Частухина,
директор по развитию автоцентра "Реал":
Скорее всего, новые ценники появятся весной, когда в продажу поступят автомобили 2015 года выпуска. Но конкретных заявлений пока звучит мало, хотя на автомобильных конференциях эта тема постоянно обсуждается.
"Мне уже известно, что следующее повышение цен будет после Нового года, но оно будет незначительным, в пределах 10 тыс. рублей. Покупатель его просто не заметит", — рассказал Павел Сенченко.
Так или иначе, в последние дни заявления о повышении цен звучат все чаще. В первой декаде ноября сразу 24 автомобильных бренда изменили российские цены на свои автомобили. Большинство, естественно, в сторону увеличения. Правда, в основном незначительно и на отдельные комплектации. Затем Renault прибавил около 10 тыс. рублей к стоимости популярных моделей. Также появилась информация о грядущем повышении цен на BMW (на 10%), SsangYong (на 25%) и Audi (27%). Автомобильные эксперты уже советуют тем, кто задумывается о покупке новой машины, не затягивать с решением.
Максим Хныкин,
директор салона “Автомагистраль”:
В этих условиях и при снижении покупательской способности клиентов автодилеры не ждут, что падение рынка в скором времени прекратится. "Следующий год тоже будет провальным. С уменьшением продаж и под действием скидок для завлечения клиента снижается маржинальность бизнеса. Однако дилерские предприятия занимаются не только продажами и для устойчивости будут компенсировать увеличение доходности от СТО.
Продажи легковых автомобилей в Алтайском крае по итогам 9 месяцев 2014 года
Продажи легковых автомобилей по итогам 9 месяцев 2014 года по России в целом
Источник: аналитическое агентство "Автостат"
Смотрите также:
В каждой седьмой российской семье уже по два автомобиля
Колонка Ивана Кузьмина на эту тему "Не роскошь, а ширпотреб"
Самое важное - в нашем Telegram-канале