Таким образом, зачастую, получив водительское удостоверение, новоиспеченные автомобилисты садятся за мощные, требующие специальных навыков и твердой руки машины.
Сегодня мы попытаемся восполнить пробел в знаниях новичков и расскажем о том, как отличается управляемость автомобиля в зависимости от типа трансмиссии, а также о том, какие следует предпринять приемы, чтобы стабилизировать теряющую управление машину.
Задний привод – держи ухо востро
Автомобили с классической компоновкой – когда мотор и коробка передач расположены спереди, а ведущие колеса сзади – наиболее подвержены потере курсовой устойчивости в поворотах. Достаточно во время маневра нажать на акселератор, как начнет развиваться занос. Естественно, бить по тормозам (как инстинктивно делает любой человек) и тем более по педали газа ни в коем случае нельзя. Во-первых, потому что, резко замедлившись, автомобиль может окончательно потерять правильную траекторию. А во-вторых, добавление тяги способствует избыточной поворачиваемости, что в большинстве случаев приводит к развороту. Как быть?
Лучшим будет в повороте – убрать ногу с педали газа и плавно повернуть колеса в нужную сторону. Пусть автомобиль лучше катится по траектории. Но если начал развиваться занос, то не забывайте о том, что резкость во время стабилизации заднеприводной машины недопустима. В противном случае может возникнуть хлыстовой эффект – машину начнет кидать из одной стороны в другую.
Но это еще не все проблемы, которые могут ожидать владельцев заднеприводных машин. Во время старта с места также нужно держать ухо востро. Дело в том, что легкая корма (в сравнении с передней частью) не в силах обеспечить нужное давление (сцепление) на колеса задней оси. Стоит резко нажать на акселератор, как автомобиль начнет вилять задом – успевай только отлавливать его.
Другое дело, если он оснащен системой курсовой устойчивости, тогда траекторные рысканья не страшны. Но и в этом случае не стоит полностью полагаться на электронику – законы физики еще никто не отменял и, налетев на большой скорости на обледенелый участок дороги, вы рискуете оказаться внутри неуправляемой машины.
Так что же, у заднего привода нет никаких преимуществ зимой? Конечно есть! Поняв машину и разобравшись в ее возможностях, приблизившись к пределу, водитель получит куда больше удовольствия от езды, нежели владелец переднеприводного авто. Главное всегда иметь холодную голову и твердый расчет, дабы не создавать опасных ситуаций во время движения.
Кроме того, задний привод в некоторых ситуациях зимой может здорово выручить. Взять, к примеру, трогание в горку. Если машина с приводом на переднюю ось не соизволит сдвинуться с места, то "классика" выполнит это упражнение с легкостью. Почему? А все потому, что тянуть гораздо сложнее, чем толкать. Не верите, попробуйте покатать ребенка на санках и вы поймете, о чем идет речь.
Передний привод – прощает ошибки
Основные преимущества автомобилей с переднеприводной трансмиссией – устойчивое движение при любых условиях и большая траекторная стабильность при выполнении маневров. Это стало возможным благодаря тому, что ведущие колеса еще и управляемые, а то, что они находятся спереди, позволяет им в буквальном смысле тянуть за собой всю машину.
"Переднеприводники" в гораздо меньшей мере подвержены заносу, а вот снос передней (более тяжелой) части – пожалуйста. Ничего не поделать: недостаточная поворачиваемость – конструктивная особенность подобных машин.
Как бороться со сносом? Как только водитель обнаруживает, что "передок" его машины начинает скользить на внешнюю обочину виража, необходимо довернуть колеса в сторону заноса, причем делать это нужно как можно плавнее. Одновременно с этим следует снять ногу с педали газа, чтобы колеса, перестав быстро вращаться, могли "зацепиться" за дорожное полотно.
Опасайтесь быстрой и резкой работы рулем, иначе машину начнет болтать по дороге, и в зависимости от амплитуды колебаний может развиться занос или вовсе разворот. Как и в случае с заднеприводной машиной, трогать педаль тормоза не нужно, дабы окончательно не потерять управляемость.
Как видите, с точки зрения управления "переднеприводники" более надежны и понятны (не нужно постоянно ожидать срыва заднего моста в занос). Таким образом, переднеприводной автомобиль менее требователен к мастерству своего водителя и прощает ему многие ошибки.
Что касается возникновения заноса, то его в любое время можно вызвать искусственно. Для этого нужно задействовать ручник, попутно вывернув передние колеса в сторону заноса, чуток добавить тяги и поставить колеса в положение "строго прямо". В некоторых ситуациях подобная способность "ломать" траекторию позволяет избежать, казалось бы, неизбежного столкновения. Но, прежде чем начать активно работать ручным тормозом, все-таки стоит попрактиковаться на закрытой площадке, чтобы понять предел поведения своего автомобиля.
Полный привод – не теряйте бдительности
Полноприводные машины – все равно что монолит. Сбить их с курса – задача не из простых. По крайней мере, если речь идет о езде в рамках ПДД. Основное достоинство подобных автомобилей заключается в том, что крутящий момент двигателя доступен любой из осей. Что в свою очередь означает более надежную и цепкую езду по скользкой дороге.
Но вместе с тем машины с колесной формулой 4х4 очень коварны. Однозначно сказать, как они проявят себя в тех или иных дорожных условиях, очень сложно. При этом если речь вести о честном полном приводе – когда тяга между осями перераспределяется в соотношении 50 на 50, то здесь все более или менее понятно. При возникновении сноса достаточно притормозить и, вывернув передние колеса в нужное направление, резко увеличить подачу топлива – машина сама себя вытянет.
А вот как себя проявят в аналогичных условиях автомобили, у которых величина крутящего момента между осями переменная, неизвестно. Например, на машинах концерна Volkswagen тяга по команде электроники распределяется в зависимости от коэффициента сцепления каждого из четырех колес с дорогой. Здесь остается только гадать, что ждет водителя – снос или занос. В общем, терять бдительности и хладнокровия не стоит.
Но по большему счету рядовой автомобилист при условии соблюдения скоростного ограничения вряд ли сумеет достичь той грани, когда колеса не в состоянии будут удержать машину на дороге.
В помощь водителю
Езда зимой существенно отличается от летней. Поэтому садясь в холодный период года за руль, не поленитесь уделить внимание следующим моментам.
Шины. Понятно, что для безопасной езды зимой нужны соответствующие покрышки. Но мало кто знает, что их не нужно перекачивать, иначе уменьшится пятно контакта, а вместе с ним и сцепление. Лучше немного приспустить (недокачать) покрышки.
Ручной тормоз. Зимой ставить на "ручник" автомобиль нужно с особой осторожностью. В противном случае может возникнуть ситуация, когда колодки в задних тормозных механизмах примерзнут к дискам или барабанам, что воспрепятствует началу движения. Ладно, если машина переднеприводная – можно потихоньку доехать до асфальта и вырвать задние колеса из ледяных объятий. Но как быть владельцам прочих машин? Во-первых, нужно ставить машину на ровной поверхности. Во-вторых, используйте либо режим Parking (для автоматов), либо оставляйте автомобиль на передаче (в случае если у вас механическая коробка передач).
Также избегайте парковаться колесами в лужах. За ночь вода замерзнет и возьмет в плен ваш автомобиль. При попытке начать движение велика вероятность повредить шины.
Дистанция. На скользкой дороге существенно увеличивается тормозной путь. Поэтому, чтобы не приехать в кого-нибудь, рекомендуем в два, а то и в три раза увеличить дистанцию. Особо опасные места – подъезды к перекресткам, подъемы и спуски. На них очень часто образуется ледяная корка.
Дорожная разметка. Сегодня на некоторых участках проезжей части стали применять пластиковую разметку (пешеходные зебры, прерывистые и сплошные линии). Она долговечна, что хорошо для дорожных служб (не требует частого обновления), но таит в себе опасность для автомобилистов. Дело в том, что на морозе пластик становится очень скользким, поэтому, наехав или резко повернув руль, на нем можно потерять управление. Будьте внимательны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале