Мы попытались разобраться, почему это происходит, и пришли к печальному выводу: ценники на АЗС будут только увеличиваться. И на это есть несколько причин.
Причина № 1. Дешевеющий рубль
Российская экономика — часть мировой, и ситуация на мировом нефтяном рынке и другие глобальные события сильно влияют на стабильность отечественной валюты. В течение 2014 года доллар в России прибавил в цене почти на четверть, с 32 до 41 рубля. Расчеты за нефть, которую отправляют на переработку, у нас в стране происходят именно в рублях, поскольку налогообложение производится в национальной валюте.
Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза:
Безусловно, нефть для переработчиков в долларах получилась дешевле из-за падения ее стоимости на мировом рынке, но когда они посчитали ее стоимость в рублях, то стало ясно, что ситуация нисколько не изменилась.
Причина № 2. Дефицит бензина на внутреннем рынке
По данным Росстата, в первом полугодии в стране произвели 22 млн. тонн автобензинов. На экспорт уходит лишь 4% от общего объема производства. При этом объем производства снизился, а спрос, ежегодно растущий примерно на 3%, увеличился еще и за счет присоединения Крыма.
"Игроки рынка ждут, что ситуация с нехваткой топлива стабилизируется к середине ноября. Но больше их теперь волнует его оптовая цена", — говорит Матвейко.
Причина № 3. Политика ВИНКов ("Роснефть", "Газпромнефть" и другие)
Евгений Аркуша,
президент российского топливного союза:
Оптовый рынок нефтепродуктов в нашей стране носит олигопольный характер, в условиях отсутствия реальной конкуренции нефтяные компании на фоне повышенного спроса резко повышают биржевые цены.
Сегодня бензин АИ-92 на бирже стоит около 32,5 рубля. Примерно такую же цену выставляют ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) при оптовой продаже напрямую. Закупать топливо по такой цене независимым трейдерам совершенно невыгодно, ведь доставка и операционные расходы заставят прибавить к цене топлива еще не менее 2,5 рубля, что сделает его неконкурентоспособным, ведь те же "Роснефть" и "Газпромнефть" держат цены "в пределах годовой инфляции", то есть не более 31 рубля. То, что на это есть негласное распоряжение правительства, давно стало секретом Полишинеля.
Виктор Костюков,
аналитик агентства "Топливный интегратор “Алгоритм”":
В результате образовавшийся диспаритет цен вынуждает владельцев независимых АЗС скручивать шланги до той поры, пока разница между ценой на стелле АЗС и мелкооптовой ценой (маржинальность розницы) не перешагнет 10%-ный рубеж. Ниже этой маржинальности доход от торговли товаром превышает затраты на содержание АЗС, разоряет ее владельца.
Торгуя в рознице по себестоимости или даже в убыток и зарабатывая на оптовых продажах, ВИНКи в условиях дефицита ограничили продажу бензина независимым операторам. Сами нефтяники это отрицают, но ФАС уже вынесла первые официальные предупреждения "Газпромнефти" и "Роснефти" за ограничение поставок бензина независимым участникам рынка. "Газпромнефти" даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределить топливо между собственными и независимыми заправками.
Причина № 4. Спекуляции на бирже
Причина № 5. "Налоговый маневр" государства
Начиная с этого года правительство последовательно будет понижать экспортную пошлину на сырую нефть и повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). То есть все добывающие нефть в России компании будут платить в бюджет больше, а экспортеры — меньше.
Раз вся добываемая нефть будет облагаться большим налогом, это неизбежно повлечет за собой рост цен на оптовом и розничном рынках бензинов.
Чтобы не допустить взрывного роста цен, государство собирается снижать акцизы. Однако тут встает новая проблема — дорожные фонды на 70% формируются именно из акцизных отчислений. Это вызвало дискуссию о том, как их пополнять. Глава Татарстана Рустам Минниханов, например, предложил компенсировать нехватку денег в дорожных фондах за счет увеличения стоимости бензина на один рубль. Но правительство пошло другим путем и решило выпадающие доходы фондов компенсировать за счет НДПИ. Как это будет происходить, чиновники пока не решили.
Однако в любом случае маневр будет бить по карману автомобилистов.
Татьяна Голикова,
председатель Счетной палаты России:
В итоге за все заплатит конечный потребитель, что, соответственно, приведет к ухудшению ситуации с доходами населения.
А замминистра финансов РФ Сергей Шаталов даже назвал конкретную цифру повышения цен на бензин в результате действий правительства — 1,8 рубля ежегодно.
Причина № 6. Государству невыгодно дешевое топливо
Алтайский край — четвертый в рейтинге регионов с наиболее низкими ценами на топливо (бензин АИ-92). Дешевле бензин только в Омске, Кемерове и Новосибирске.
Около 520 АЗС сегодня насчитывается в Алтайском крае, из них 27 принадлежат "Газпромнефти", около 85 — "Роснефти".
Цифра
100–150 тыс. рублей обходится в месяц содержание одной АЗС в Алтайском крае.
Смотри также:
Топ-5 районов Алтайского края с самым дорогим и самым дешевым бензином
Росстат: в Барнауле не самый дорогой бензин за Уралом, но есть города и с лучшей ценой
Самое важное - в нашем Telegram-канале