Серия последних испытаний, проведенных американскими экспертами из Страхового института безопасности США IIHS, показала, что езда на компактных моделях – небезопасное дело. Единственным испытуемым, показавшим более или менее вменяемые результаты в ходе тестов, стал Chevrolet Spark. Именно он смог хоть как-то защитить своих обитателей от серьезных травм в ДТП.
Прежде чем перейти к детальному "разбору полетов" каждого из конкурсантов, позвольте напомнить об обязательной программе "соревнований". Итак, чтобы стать обладателем высокого рейтинга, испытуемому автомобилю нужно продемонстрировать высокие результаты в таких упражнениях, как "удар о барьер с 25-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч", "боковой удар", "тест на опрокидывание". Затем после подсчета всех полученных баллов машине присваивается рейтинг безопасности.
Понятно, что при столкновении с кроссовером или крупным седаном малолитражка априори не в силах обеспечить должную защиту водителю и пассажирам. Однако в ситуациях, когда препятствие окажется схожим по массе и размерам, она должна защитить свои экипажи. По крайней мере, так утверждают автопроизводители. Не тут-то было...
Если Chevrolet Spark хоть как-то старается соответствовать своим "старшим братьям" по модельному ряду, то Mazda 2, Fiat 500, Toyota Yaris и Honda Fit (в России продается под именем Jazz) стали настоящим разочарованием для экспертов IIHS, а Honda так и вовсе была признана ими худшей моделью в своей категории.
Теперь касательно "Спарка". Его кузов не смог сохранить первоначальной формы, существенно деформировавшись. Впрочем, на общем фоне он единогласно был признан лучшим. Водитель и передний пассажир "отметили" (с помощью датчиков перегрузок, разумеется) хорошую фиксацию, не позволившую им поднырнуть под переднюю панель. Но куда важнее то, что во время реального ДТП (фронтального удара) люди, вернее, их головы, грудные клетки, бедра, голени и ступни, окажутся хорошо защищенными. Хоть какой-то шанс выжить.
Что касается остальных машин, то они оказались куда хуже. Например, Fiat 500 грозит своим седокам серьезными травмами ступней из-за деформации пола, вывихами, а быть может, и переломами бедер, но хуже всего то, что во время удара водительская дверь оторвалась и тем самым лишила кузов жесткости.
В случае с Honda Jazz выяснилось, что во время столкновения водитель имеет все шансы "встретиться" с панелью приборов, а пассажир рискует серьезно повредить ноги. Так же, как и у "итальянца", в "японке" было отмечено опасное смещение рулевой колонки.
А еще у всех моделей эксперты отметили ненадежную фиксацию седоков ремнями безопасности. Говоря другими словами, перегрузки, возникшие при ударе, вынудили манекенов самопроизвольно перемещаться в достаточно широких диапазонах, часто промахиваясь мимо подушек безопасности!
Отличилась и любимая нашими соотечественниками Toyota. У Yaris после фронтального удара заклинило водительскую дверь, открыть которую удалось лишь с помощью специнструмента, а во время бокового столкновения не сработали "шторки".
"Двойке" от Mazda испытатели вынесли одно серьезное замечание – опасность тяжелых травм ступней водителя из-за сильной деформации пола.
Комментарий специалиста
Вот что по поводу последней серии краш-тестов сказал Джо Нолан, старший вице-президент IIHS: "Результаты, разумеется, неутешительные. Но это далеко не сюрприз, ведь компактные автомобили всегда были в группе риска при авариях. Поэтому я особо рекомендую выбирать малолитражку с самой высокой степенью защиты пассажирской капсулы, которая хоть как-то поможет при ДТП".
Самое важное - в нашем Telegram-канале