Минтранс, Минэконоразвития, Минэнерго и Минфин согласовали проект закона "О внесении изменений в статью 193 ч. 2 Налогового кодекса РФ". По словам источника "Известий" в правительстве, после совещания 10 сентября у вице-премьера Аркадия Дворковича Минфин подготовил проект, который уже через неделю подписали во всех заинтересованных ведомствах.
В Минэнерго "Известиям" подтвердили, что согласовали проект, и сказали, что индексация акцизов на автомобильный бензин и дизель 4-го и 5-го классов с 1 июля 2013 года, а не с 1 января 2014 года, как было предусмотрено ранее, приведет к росту цен на бензин не менее чем на 30 копеек за литр, а на дизельное топливо — на 14 копеек.
Стимулируя модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, правительство два года назад сделало низкие акцизы на топливо высокого экологического класса и продолжало эту политику до середины 2012 года. Так, ставка акциза на моторное топливо "Евро-5" с 1 июля 2012 года была довольно существенно снижена по сравнению с уровнем, который действовал с 1 января: по бензину на четверть, до 5143 рубля за 1 т, по дизельному топливу — на 17%, до 2962 рублей. Ставки акцизов для бензина и дизтоплива 4-го класса остались на уровне 6822 рублей и 3562 рублей соответственно.
При этом акцизы на топливо более низкого качества с 1 июля выросли на 5–13% в зависимости от класса. По прогнозу макроэкономического развития Россия на ближайшую трехлетку, потребление низкоэкологичных классов топлива будет снижаться, хотя сегодня они лидируют в общем объеме потребления. Кроме того, вступил в силу технический регламент, по которому с 2015 года на территории Таможенного союза не будет использоваться топливо ниже "Евро-4", а с 2016 года — ниже 5-го.
Изначально инициатива дополнительно увеличить акцизы на "Евро-4" и "Евро-5" исходила из Минтранса, поскольку сильная разница в акцизах на разные виды топлива ведет к сокращению дорожных фондов (их средства используются для ремонта и строительства дорог). В ведомстве настаивают на более массированном и единообразном повышении акцизов – на 3 рубля в год на все виды топлива. В Минтрансе считают, что дорожные фонды из-за принятого решения по росту "Евро-4" и "Евро-5" все равно недополучат в 2013–2016 годах 350 млрд рублей. Ранее Минтранс оценивал потери дорожных фондов в 15 млрд рублей в 2013 году, более 20 млрд рублей — в 2014-м и 97 млрд рублей — в 2015 году.
Директор по стратегическому развитию аналитического центра "Кортес" в разговоре с "Известиями" напомнил, что президенту не понравился недавно представленный ему проект бюджета.
— По всей видимости, люди в правительстве исправляют ошибки, чтобы сделать федеральный бюджет более полным в будущем, — считает эксперт.
По словам Евгения Аркуши, главы Российского топливного союза, если акцизы будут расти, а цены на бензин сдерживаться, то стоит ожидать дефицита топлива в стране.
— Сейчас в стране сдерживаются цены на бензин, несмотря на то что в ФАС нас уверяют, что с нефтяниками не подписано никаких документов, а они выполняют социальный заказ. А тем временем в стране не хватает ресурсов, потому что при таких замороженных ценах неоткуда везти бензин. Белоруссия готова поставлять бензин, но цены должны быть другими, — заключает собеседник, отмечая, что невозможно решить задачу повышения акцизов без повышения цен.
Самое важное - в нашем Telegram-канале