Что произошло?
Всплеск интереса инспекторов к доработанным машинам на этот раз не связан с изменениями в законодательстве. Оформлять "переделки" в ГИБДД необходимо было и прежде. Сейчас это предписывает технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Он запрещает без согласования с надзорными органами вносить в конструкцию автомобиля изменения, влияющие на его безопасность.
Но с начала лета по всей стране прокатилась волна сообщений, что ГИБДД массово привлекает таких автовладельцев к ответственности. Алтайский край исключением не стал. Инспекторы выписывают штраф 500 рублей (и от 5 до 8 тыс. рублей — должностным лицам, если машина принадлежит юрлицу) и дают не менее 10 дней на устранение нарушения. Если за это время не убрать доработки, инспекция аннулирует регистрацию авто. Такие случаи уже были в других регионах.
В оформлении изменений есть понятная логика. Немало кулибиных готовы своими руками модернизировать авто. Но кто может дать гарантию, что такой энтузиаст все предусмотрел и у его творения, например, не отвалится какая-нибудь важная деталь на полном ходу?
Согласовывать нужно почти все нестандартное оборудование: лебедки, дополнительное освещение, большие колеса, фаркопы (приспособление для крепления прицепа), газобаллонное оборудование (ГБО) и т. д. Информацию о том, что такое оборудование одобрено и стоит на машине, ГИБДД заносит в паспорт транспортного средства (ПТС) и в свидетельство о регистрации авто. Без такой отметки машина будет считаться "вне закона".
Однако большинство тех, кто устанавливал ГБО или тюнинговал внедорожники, пренебрегали легализацией доработок. По мнению опрошенных "СК" экспертов, это происходило из-за того, что прежде ГИБДД не обращала внимание на это нарушение.
По сообщению наших читателей и пользователей портала drom.ru, в Барнауле проверкам ГИБДД подвергаются в основном владельцы джипов и машин с ГБО. Последних проверяют прямо на газовых заправках. В сельских районах штрафуют владельцев грузовиков — за переделку кузовов.
"Работа ГИБДД с джиперами кажется бессистемной: руководство ГИБДД дает "задание" сотрудникам. Они пытаются его делать, не особо разбираясь во всех деталях. Что-то попадает под техрегламент, а что-то и не требует узаконения по нему. Плюс ко всему, список деталей, требующих узаконение, может измениться", — говорит сотрудник компании BTR Motorsport (подготавливает внедорожники).
Повышенное внимание ГИБДД к владельцам машин с ГБО подтвердили перевозчик Антон Еньшин и Михаил Матюнин, руководитель центра по установке ГБО компании "Газойл".
Долго и дорого
С весны 2015 года процедура регистрации изменений в конструкцию автомобиля усложнилась и стала более затратна. Например, раньше при монтаже ГБО установочный центр выдавал автомобилисту все сертификаты, на основании которых в ГИБДД делали соответствующую отметку в документах на машину. Сейчас же все сложнее (см. "Процедура регистрации изменений в конструкцию автомобиля").
Те, кто прошел эту процедуру, говорят: за все бумаги на одну машину отдали порядка 10–12 тыс. рублей и потратили на получение отметки в ПТС не менее недели. "Мой компаньон сейчас оформляет изменения в свой внедорожник и рассказывает, что государство в виде пошлины получит лишь 800 рублей. Остальное — частные организации, которые владеют сертификатами. Все возмущены. Очень много недовольства, — говорит Антон Еньшин. — Реальная история: на оформление приехал дедушка на ВАЗ-2104. Чтобы легализовать фаркоп — наверное, он картошку с дачи раз в год на прицепе возит, — ему нужно отдать 15 тыс. рублей. Он в шоке. Вся его машина стоит 40 тысяч!"
Не все водители готовы сами заниматься утомительной процедурой, поэтому появились люди, которые берут эти хлопоты на себя за определенную плату.
Главное, что делает процесс оформления проблемным, — режим работы отдела технадзора ГИБДД, считает Михаил Матюнин. Приемом документов и осмотром автомобилей его специалисты занимаются всего четыре часа в неделю (по средам и пятницам с 10 до 12 часов). Как результат — постоянные очереди автомобилистов. "Усилив контроль, инспекция не создала условий для людей, желающих легализовать свой транспорт", — сетует он.
По его оценке, в Барнауле порядка 10 тыс. автомобилей с ГБО. Большая часть из них не имеет соответствующей отметки в документах. Сейчас их владельцы начали массово узаконивать переход на газ и не испытывают восторга от этого процесса. Негатив вокруг этой темы уже сказался на востребованности технологии: спрос на установку ГБО упал в последние месяцы примерно на 30%, говорит представитель "Газойла".
Изменения будут
Сегодня автомобилисты стали активно регистрировать изменения в конструкции своих авто, подтверждает Дмитрий Бобров, начальник отделения технадзора ОГИБДД по Барнаулу. По его словам, с весны число таких автовладельцев выросло на 80%. "Да, наплыв есть, вопросов много, и мы консультируем граждан даже в неприемные дни", — говорит он и отмечает, что его отдел стал работать с гражданами в приемные дни не до 12 часов, а до последнего обратившегося.
По его словам, перечень возможных изменений в автомобиле указан в приложении № 9 к Техрегламенту. В нем всего десять пунктов, большая часть из которых касается грузовых машин. "Уверен, что нормативную базу будут дорабатывать, чтобы подобных пробелов в ней не было", - говорит Бобров.
На это надеются и автомобилисты. Этим летом на федеральном уровне автолюбители на разных площадках собирали подписи под требованием упростить правила переоборудования машин, сделать их более гибкими и понятными. Резонанс обсуждения проблемы был таков, что в Госдуме даже провели круглый стол по этой теме. Эксперты готовят предложения премьер-министру Медведеву, как можно усовершенствовать процедуру. Не исключено, что поправки внесут до конца года.
Процедура регистрации изменений в конструкцию автомобиля
Представим, что есть автомобиль, на котором установлено ГБО, но нет соответствующей отметки в ПТС. Как ее получить?
1. Демонтируем уже установленное оборудование.
2. Обращаемся в любой из органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Их несколько сотен по стране, перечень можно найти на сайте eurasiancommission.org. В письме указываем, какое оборудование и на какую машину мы хотим поставить. В ответ получаем заключение, что такая процедура в принципе возможна.
3. Приезжаем в любой отдел технадзора ГИБДД. В Алтайском крае их всего пять: в Барнауле (на месте КП на Павловском тракте), Бийске, Рубцовске, Камне-на-Оби и Славгороде. Отдаем заключение и пишем заявление на внесение изменений. Инспектор фотографирует автомобиль.
4. Едем в сервисный центр устанавливать оборудование. Здесь мы должны взять сертификаты как на само ГБО, так и на его установку.
5. Снова обращаемся в орган сертификации с пакетом документов. В ответ получаем протокол технической экспертизы.
6. Платим госпошлину и проходим техосмотр.
7. Обращаемся в отдел технадзора. Инспектор фотографирует автомобиль с установленным оборудованием. Отдаем ему всю документацию.
8. Краевая ГИБДД изучает документы и выдает свидетельство соответствия автомобиля требованиям Техрегламента Таможенного союза.
9. С этим свидетельством едем в любой пункт РЭО ГИБДД и делаем отметку в ПТС и свидетельство о регистрации авто.
Цифра
Из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств за 6 месяцев 2016 года в России произошло более 2 тыс. ДТП. Это лишь на 500 меньше, чем за весь 2015 год. Источник: gibdd.ru
Самое важное - в нашем Telegram-канале