Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России, член экспертного совета Госдумы РФ при Комитете по транспорту:
По поводу инициативы президента есть три версии. Первая связана с тем, что год идет предвыборный, поэтому власть борется за электорат в лице автовладельцев. Второе мнение заключается в том, что техосмотр действительно пора отменять, причем делать это жестко и резко. Такую идею, в частности, поддерживает известный автоэксперт Юрий Гейко, который предлагает помимо этого провести отмену транспортного налога и палочную систему в ГИБДД. Третья версия состоит в том, что резко отменять техосмотр нельзя: он должен сохраниться, но в измененном виде. То есть пока экспертного консенсуса нет, он только вырабатывается.
Мое мнение таково: совсем техосмотр отменять нельзя. Не все водители ангелы. Многие только перед техосмотром вспоминают, что надо положить аптечку, отрегулировать фары, привести автомобиль в нормальное техническое состояние. Я еще являюсь председателем гаражного кооператива и прекрасно знаю, что у наших граждан находится в гаражах. Это не только устаревший транспорт, но и прицепы, которые пока не используют только потому, что они никогда не пройдут техосмотр. Если все это выплеснется на дороги, то мы можем столкнуться с ростом аварийности и травматизма.
При этом важно, чтобы после отмены техосмотра водители не столкнулись с еще большими трудностями, когда сотрудники ГИБДД начнут прямо на дороге проверять, допустим, исправность рулевой рейки, тормозов и т. д. Я еще помню те времена, когда сотрудники ГАИ проверяли СО и лишали за это номеров. Помимо полной отмены техосмотра, сейчас обсуждается вариант передачи этой процедуры частным компаниям. Например, предлагают передать эту функцию страховщикам, которые занимаются ОСАГО. В этом случае, считаю, им надо передавать и функции по оформлению ДТП. Тем самым освободится ГИБДД, длительное ожидание которых приводит к многочасовым пробкам.
Будет разумно передать все эти функции страховым компаниям. Еще один вариант — передача техосмотра в автосервисы. Но фактически сегодня они и так организуют пункты прохождения техосмотра, где ГИБДД только ставит штампы. Поэтому серьезных изменений такой вариант реформирования не принесет. Что касается Барнаула, то для нашего города эта проблема не так актуальна, как, например, для Москвы или южных регионов, где на пункты техосмотра выстраиваются огромные очереди. У нас все гораздо спокойнее — все можно сделать за полчаса. Но реформировать процедуру в любом случае надо. Я настаиваю на том, чтобы посмотреть на опыт зарубежных стран и привести техосмотр к современным стандартам.
Интересно, что законопроект о реформировании процедуры техосмотра был внесен на рассмотрение в Госдуму еще в июне прошлого года. Но он долго лежал без движения, ждали экспертного заключения правительства. И только после выступления президента начались серьезные подвижки. Думаю, к 1 июня новый закон о техосмотре будет принят, а с нового года начнет действовать. Полной отмены техосмотра, скорее всего, не будет, но автомобили возрастом до трех лет освободить от процедуры вполне могут — это будет логично и разумно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале