"Например, мы хотим понимать, может ли приостановка работы нефтеперерабатывающих заводов в связи с ремонтом стать причиной роста стоимости топлива, и насколько в этом случае могут повыситься цены", - уточнил Голомолзин.
Новая система позволит быстрее анализировать ситуацию и оперативнее реагировать на то, что происходит на рынке, надеются в ФАС. Сейчас эту работу приходится делать вручную. На это уходит масса времени.
Анатолий Голомолзин упомянул, что у антимонопольного ведомства уже есть ряд вопросов по текущей ситуации на оптовом рынке нефтепродуктов. "Пока они не дают оснований возбуждать дело, но определенная озабоченность имеется", - констатировал собеседник "РГ".
Оптовый рынок нефтепродуктов у ФАС на особом контроле. Там правят бал крупные игроки - четыре-пять самых больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Естественно, возникает соблазн устанавливать свои правила игры. Развитию конкуренции препятствуют высокие экономические барьеры входа на рынок.
"Чтобы построить, к примеру, НПЗ, нужны большие инвестиции. Чтобы эксплуатировать - необходим доступ к ресурсу - нефти, а он практически весь находится у крупных вертикально-интегрированных компаний", - констатирует Голомолзин.
Иногда барьеры, по его словам, возникают из-за нормативных ограничений. Поэтому антимонопольная служба подготовила предложения о снятии требования к компаниям, которые хотят получить доступ к трубопроводной транспортировке нефтепродуктов, иметь в собственности НПЗ.
"Кроме того, обсуждается законопроект ФАС об обороте нефтепродуктов, где прописаны стимулы для развития конкуренции на этом рынке, - напомнил Анатолий Голомолзин. - В частности, для создания равных условий работы независимых компаний и ВИНК, последним предлагается организационно обособить бизнес по оптовой и розничной продаже нефтепродуктов".
Топливо в России дорожает постоянно. "Если смотреть в разрезе трех последних лет, то рост цен на бензин на 30 процентных пунктов опережает удорожание всех остальных товаров и услуг, - говорит начальник управления статистики цен и финансов Росстата Ларина Кобринская. Сейчас ситуация похожая. В сентябре бензин подорожал на два процента, тогда как индекс потребительских цен поднялся на 0,6 процента. Так что расслабляться автомобилистам не приходится.
"Для роста цен сейчас есть объективные причины, - говорит президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Во-первых, высокие цены на нефть на мировом рынке. Во-вторых, сезонный фактор: все готовятся к зиме, запасают топливо.
Есть проблема с тем, что нефтеперерабатывающие заводы расположены очень нерационально. "Половина мощностей размещена вдоль Волги. Это себя оправдывало, когда был развит водный транспорт. Сегодня - ситуация другая. Бензин возят по железной дороге. А тарифы таковы, что пока он доезжает, к примеру, из Перми до Сургута, становится в два раза дороже", - замечает Шмаль.
Влияет на цены и глубина переработки нефти. По этому показателю Россия занимает 67 место в мире. Например, американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы - 140.
Самое важное - в нашем Telegram-канале