На рынке аграрного страхования менее чем в 40% случаев применяются классические системы, во всех остальных действуют серые схемы. Алтайский край занимает по последнему показателю первое место в России (более 90%). И такая ситуация не вызывает отторжения у большинства участников рынка. "Мы воспринимаем страхование урожая как беспроцентное кредитование. Это устраивает и нас, и, судя по всему, чиновников", – сказал "Вашему делу" Дмитрий Михайлов, председатель СПК "Павловское" Угловского района.
Масштаб глобальных изменений в системе агрострахования можно будет оценить только после окончания сезона. Однако уже сейчас есть опасения, что краевая администрация не сможет выполнить условия соглашения с Минсельхозом в части снижения рисков в сельхозпроизводстве: регион брал на себя обязанность застраховать в 2009 году 93% посевных площадей.
Испанская классика
По серой схеме аграрию достаточно было представить платежное поручение, которое свидетельствовало о внесении взноса в страховую организацию, и он получал субсидирование. Но так как крестьяне отказывались выводить из оборота средства и направлять их на эти цели, страховщики разработали для них схему, позволяющую де-юре показать взнос (см. инфографику). По сути, на этом рынке работали только бюджетные средства, которые делились между компаниями и сельхозпроизводителями. И в страховом случае убытки аграрию не возмещались.
Неоднократно власти высказывали идею о внедрении "классики" в АПК. Но долгое время она не воплощалась в жизнь. В прошлом году Минсельхоз совместно с крупными страховыми компаниями пролоббировал вопрос об ужесточении требований к участникам рынка. За основу была взята испанская модель.
Ключевые моменты заключаются в следующем. На рынке действуют только те страховые компании, которые вошли в объединение частных страховщиков Испании "Агросегуро" (на сегодняшний день это 29 организаций из 400 работающих на рынке страхования). Основное квалификационное требование к ним – наличие паевого фонда, за счет которого будет возмещаться ущерб аграриев, и расширенный пакет страховых услуг.
Становление испанской системы агрострахования шло в течение 10 лет. По словам Фернандо Бургаса, директора Госучреждения по сельскохозяйственному страхованию Министерства окружающей среды, сельского хозяйства и морских ресурсов Испании, в России этот процесс должен пройти в несколько раз быстрее. Но переход будет идти явно против течения. "Сопротивление этому будет очень сильным, потому что речь идет о больших бюджетных средствах", – прогнозирует Дмитрий Маркаров, первый заместитель гендиректора компании "Росгосстрах".
Смена лидеров
Несмотря на противостояние со стороны компаний, фиктивно берущих на себя риски сельхозпроизводителей, 31 декабря 2008 года правительство приняло постановление № 1091 "Об утверждении Правил предоставления в 2009–2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений".
Согласно Правилам субсидии выделяются при соблюдении страховой организацией определенных условий (см. ниже справку "Требования к страховщикам"). Ни одна из алтайских страховых компаний и ни один местный филиал не попадают в их число. Для таких участников рынка разработана альтернативная система агрострахования. Им предоставляется возможность заключения договоров с сельхозпроизводителями, но при этом 30% от суммы страхования им придется перестраховать в крупной компании, которая соответствует условиям Правил.
"В России этим требованиям соответствует 21 организация. Мы понимаем, что при страховании посевов берем на себя огромные риски, которые обязаны перестраховать. Иначе мы в случае природных катаклизмов не справимся с нагрузкой", – рассказала Ольга Лаптева, директор агентства "Алтайское" барнаульского филиала компании "Югория".
По оценкам экспертов, в этом сезоне произойдет смена лидеров на рынке агрострахования. По данным "ВД", в Барнауле уже закрылось несколько офисов "Поддержки". А директор алтайского филиала компании "Агро-Страхование-Сибирь" Александр Куфаев прокомментировал ситуацию очень скупо: "Пока ничего не могу сказать, как мы будем работать. Хотя возможности у нас есть".
Степь обходят кругом
Деятельность рынка временно приостановлена, так как до сих пор не подготовлены документы для заключения договоров по страхованию посевов. На этой неделе Главное управление сельского хозяйства края намерено утвердить расценки для этого вида услуг, и тогда механизм сможет заработать в полную силу. Но желающих им воспользоваться не так много. Если компании, работающие по новой схеме, не предложат крестьянам другой вариант "серости", то большое количество посевных площадей окажется незастрахованным. "У нас зачастую создаются законы, в которых остаются лазейки. Если участники схемного страхования найдут их в новом законодательном акте, то мы опять не сможем развивать "классику", – заметила Валентина Буянова, заместитель директора филиала компании "Ингосстрах".
Как неоднократно повторял вице-губернатор Борис Неудахин, прошлогодняя засуха стала хорошим уроком для аграриев, которые страховались по серым схемам. "В прошлом году сельхозпроизводители района вложили в посевную 99 млн. рублей, а упущенная прибыль составила 335 млн. рублей", – подтвердил Василий Камышов, начальник сельхозуправления Рубцовского района. Но в двух из пяти страховых организаций "ВД" сообщили, что не станут страховать посевы в степных районах края. Таким образом, зоны самого рискованного в крае земледелия могут выпасть из системы возмещения убытков.
Есть место для спекуляций
Фермер Александр Капелькин критично относится в целом к сельхозстрахованию, но при этом четко указывает на его недостатки и возможные способы их искоренения. По его мнению, махинации возможны со стороны как сельхозпроизводителей, так и компаний, берущих на себя их риски.
– Александр Сергеевич, как вы считаете, имеет ли шансы на успех практика ухода от серых схем агрострахования?
– В целом система агрострахования в России несовершенна. И не важно, идет речь о серых или классических схемах. Я всегда воспринимал страхование посевов как отдельный вид господдержки. Если в текущем году изменятся условия предоставления субсидий и будет действовать только светлая схема, то наше хозяйство не станет страховать будущий урожай. И дело не в том, что мы не хотим выводить из оборота средства для уплаты взноса. Просто я заранее знаю, что это тупиковый путь. Желание руководителя производства – оправдать свои вложения и вернуть их в кратном размере. Но агрострахование не позволит это сделать ни производителям, ни страховым компаниям.
– То есть вы считаете, что каждый из участников страхового бизнеса будет тянуть одеяло на себя?
– Именно так. Страховые компании не скрывают, что при наступлении страхового случая приложат все усилия, чтобы не возмещать наши убытки. Скажут, что мы не соблюдали технологию, не вовремя посеяли, не внесли достаточное количество удобрений. Но агропроизводство отличается, например, от промышленного. Здесь нельзя к каждому полю относиться одинаково.
– Но ведь нельзя списывать со счетов и то, что хозяйство может скрыть урожай и показать фиктивный недобор?
– И это не исключено. Я более чем уверен, что с внедрением светлой схемы страхования в крае резко упадет статистическая урожайность. Никто из застраховавшихся по "классике" не захочет демонстрировать свой рост. Или на самом деле посеет самые плохие семена в надежде, что все равно возместят.
– Отдельные организации уже заявили, что откажутся брать на себя риски аграриев в степных районах края. Станет ли это причиной сокращения там посевных площадей?
– Не думаю. И с теми компаниями, которые считают, что лучше страховать бийскую зону, я тоже не соглашусь. Они думают, что там они меньше рискуют? Приведу абстрактный пример. У бийского хозяйства последние пять лет средняя урожайность составляет 20 ц/га. В этом году он страхуется по "классике", ему в договоре указывают именно эту урожайность. А во время уборочной кампании зерно увозится в другой склад. Вот вам и недобор.
– Какая структура может выступить независимым экспертом в случае возникновения спорных ситуаций?
– Это самый сложный вопрос. У нас отсутствует страховая инфраструктура. Никакие суды не смогут грамотно рассудить стороны. Конечно, в спорных ситуациях лучше всего привлекать независимых арбитров. Но тогда представитель компании весь сезон должен будет присутствовать и на поле, и на складе. Больше никак он не сможет отследить весь процесс. Если говорить о выездной экспертной комиссии, то в нее должны входить как специалисты- агрономы, так и представители страховых структур.
Требования к страховым компаниям
- Наличие рейтинга надежности (финансовой устойчивости) одного из международных рейтинговых агентств не ниже уровня ВВ- по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s, либо не ниже уровня Ва3 по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service, либо рейтинга одного из российских рейтинговых агентств класса, соответствующего уровню удовлетворительной финансовой устойчивости.
- Стоимость чистых активов страховой организации должна составлять не менее 850 млн. рублей на начало года, предшествующего году заключения договора страхования.
- Доля поступлений страховой и перестраховочной премий по сельхозстрахованию в структуре страхового портфеля составляет не более 20% от общего объема поступлений страховой и перестраховочной премий за предшествующий год.
- Превышение не менее чем на 30% фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером.
Источник: постановление правительства № 1091.
Самое важное - в нашем Telegram-канале