Экономика

Александр Ракшин: "Я голосую за свободу торговли"

Ежедневно в 174 магазинах торговой сети "Мария-Ра" приходят 320 тыс. человек – целый город. Этого факта вполне достаточно, чтобы признать огромную социальную значимость барнаульской компании в условиях кризиса. Тем не менее ни в одном из списков нуждающихся в поддержке предприятий, которые составило государство, "Марии-Ра" нет. Видимо, чиновники полагают, что торговый бизнес с трудностями справится сам. Отчасти это подтвердил в интервью Александр Ракшин – генеральный директор "Марии-Ра", лучший менеджер 2008 года по итогам рейтингового опроса предпринимателей края. Но кое-чего для преодоления кризиса ему все же не хватает.

Александр Ракшин, генеральный директор сети "Мария-Ра".
Александр Ракшин, генеральный директор сети "Мария-Ра".
Дмитрий Лямзин

Плохо всем и везде

– Александр Федорович, в условиях падения реальных доходов населения розничный рынок одним из первых почувствовал на себе кризис. В чем он проявляется, с вашей точки зрения? Каковы основные тенденции кризиса, его болевые точки на сегодняшний день?

– В Сибирском регионе мы, наверное, единственная розничная сеть, которая сегодня вовремя рассчитывается с поставщиками. Эта проблема назрела, она хорошо известна. У товаропроизводителей "повисли" оборотные средства, они идут в администрации, просят помочь. Но никто из них пока не обращался с просьбой разобраться с "Марией-Ра", потому что сеть не рассчитывается. И это, на мой взгляд, демонстрирует наше сильное качество, помогающее выжить в кризис, – надежное партнерство.

Еще одна тенденция – усилившаяся забывчивость покупателей. К примеру, в Кузбассе она возросла кратно. Сегодня (беседа состоялась в середине марта. – Прим.) я буду проводить очередное совещание по сохранности вверенных торговой сети материальных ценностей. То есть в Кузбассе, да и в других регионах, отчаявшиеся и потерявшие работу люди идут на крайние меры. Они просто берут с полки продукты и уходят, не рассчитавшись. Было четыре случая нападения на сотрудников "Марии-Ра", защищавших товар в магазине. И это острый сигнал для нас, который может превратиться в серьезную проблему.

Конечно, произошло и падение среднего чека. Эта тенденция имеет место во всех сетях и во всех регионах страны. В условиях кризиса плохо всем и везде. Кто-то страдает в большей степени, кто-то – в меньшей. На Алтае дела обстоят получше. Наш регион со своей аграрной спецификой более устойчив, чем соседи. Не жили наши крестьяне богато, но и голодными не останутся. А в промышленных областях ситуация, конечно, очень сложная.

– Что вы можете сказать о действиях властей по отношению к торговому сектору с точки зрения противостояния кризису?

– Меня тревожит, что регио­нальные власти начинают заниматься протекционизмом. Недавно было совещание на эту тему в администрации Новосибирской области. Я вообще считаю губернатора Виктора Толоконского гибким и вдумчивым политиком. Но даже он вслух заявил, что сети, которые не будут брать продукцию местных производителей, пусть пеняют на себя. В принципе, политики и раньше занимались поддержкой местных товаропроизводителей. Было бы странно, если бы они вели себя иначе. Но, когда всем становится трудно, начинают искать крайнего. И часто бывает так, что крайним оказывается торговля. Это она накручивает цены, она не рассчитывается с поставщиками, она зажимает местных производителей. Хотя на самом деле все не так.

– В чем тогда проблема?

– В разном уровне развития торговли в регионах. Сейчас активно пропагандируется идея реанимации сельхозрынков. На мой взгляд, формат рынка – это возврат в прошлое. Мы в свое время приобрели три объекта в Омске, но затем отказались от них, посчитав преждевременным выход в областной центр. Так вот, в Омске, на мой взгляд, один из худших уровней развития современной розничной торговли. Там более 50% розницы занимают те самые рынки, переоборудованные из советских гастрономов. То есть в магазине площадью 1 тыс. квадратных метров находятся 33 арендатора. Трое торгуют мясом, двое – молоком, четверо – хлебом, а другие продукты в магазине не представлены. На мой взгляд, это обыкновенная лоточная торговля в антисанитарных условиях. Наверное, она является порождением несовершенства нашего налогового законодательства. Торговцам так работать выгодно: налог с лотка заплатил, и все. Есть шанс избавиться от проверяющих, которые роем кружат над теми, кто еще шевелится.

Своеобразные возвраты в прошлое частично наблюдаются и в Новосибирске. Там начали создавать сеть магазинов "Удобный". Она выстраивается следующим образом: берется магазин и переоборудуется под конкретного производителя. Хотя нигде в мире сам производитель в магазине не торгует. Каждый должен заниматься своим делом.

Люди – не роботы

– В вашей компании принята антикризисная программа?

– Конечно.

– В чем она заключается?

– Здесь уместно было бы процитировать высказывание топ-менеджера компании Bosch. Его тоже спросили про антикризисную программу. Он ответил, что есть два пути – либо сокращать людей, либо увеличивать рабочий день. Но самый правильный путь – третий, который и был выбран Bosch. Он заключается в том, что необходимо повышать производительность труда.

Мы тоже идем по третьему пути. Во-первых, еще прошлым летом мы перевели работников торговой сети на почасовую оплату труда. И сегодня стремимся улучшить качество обслуживания клиентов за счет роста производительности.

Во-вторых, мы сократили людей через перераспределение. Примерно 800 человек. Они переходили на работу в новые магазины, которые мы открывали в IV квартале прошлого года. За счет этого повысили производительность труда одного работника примерно на 40%. Конечно, скажу откровенно, что этот процесс проходил не так гладко, как нам хотелось бы. Многое воспринималось в штыки, были недовольные. Возможно, что и мы делали это несколько сумбурно, и впоследствии увидели много ошибок. Мы не сумели в полной мере донести до людей, почему это делаем. Единственное, что я говорил им: будущего у компании не будет, если не повысить производительность. А по этому показателю мы до сих пор значительно отстаем от розничных сетей Европы.

– Как вы намерены дальше повышать эту самую производительность?

– Мы изучали работу ведущих розничных сетей Германии и были поражены, когда узнали, что бизнес-процессы там организованы совсем по-другому. К примеру, в пять утра приходят на работу студенты, которые занимаются выкладкой товаров на полки. На аутосорсинг отдана доставка товаров. Мы же пока, кроме уборки помещений и половины транспортных услуг, ничего на аутсорсинг не передали. Но это вопрос времени.

Далее, мы технологически сильно отстаем от зарубежных компаний. Когда в Германии приезжаешь в логистический центр, то видишь резервы своей производительности, свое будущее. Там трудятся роботы. Они берут товар, взвешивают, упаковывают. А мы работаем по старинке, дедовским способом. В условиях снижения маржи на первый план выходит искусство управления издержками. И тот, кто не овладеет этим искусством, закроется и уйдет с рынка. Мы до кризиса работали с рентабельностью 3,5%. Если сможем управлять издержками, сохраним этот показатель. Нет – будем нести потери.

Что диктует покупатель

– Как меняются взаимоотношения вашей сети с производителями?

– Мы обречены вести корректировку отношений с любым производителем. И диктуем это не мы, торговые сети, а покупатели. Совершенно ясно, что менее востребованными становятся продукты премиум-сегмента. Мы это видим по последним изменениям на потребительском рынке Барнаула. Поэтому в сети "Мария-Ра" идет процесс сокращения ассортиментной матрицы за счет вывода из нее дорогостоящей продукции. И мы, и производители вынуждены уходить в нишу средней и более низкой ценовых категорий. Вопрос лишь в том, как быстро мы сумеем перестроиться. Недавно у меня в гостях побывал владелец чайной фабрики "Камасутра", который рассказал о том, как меняются потребительские запросы по чаю. Продажи пакетированного чая падают, а весового растут, причем именно в больших упаковках. Наверное, наступают бабушкины времена, когда чайная заварка была многоразовой.

– Год назад вы заявили сразу о трех крупных инвестиционных проектах. Речь шла о реконструкции барнаульского ЦУМа и новосибирской гостиницы "Центральная", а также об открытии в Новосибирске рынка "Мария-Ра" нового формата. В какой стадии они находятся?

– Пока мы проходили по ним стадию согласования, начался кризис. Нас спасло то, что мы ничего не успели начать. Иначе бы увязли сегодня в стройке. На ближайшие два-три года никаких дорогостоящих инвестпроектов не планируем. Это слишком большой риск.

– А банки кредиты вам дают?

– Перекредитовка идет постоянно, с этим проблем нет. В свое время для "Марии-Ра" были открыты долгосрочные кредитные линии. Сейчас идет процесс их пролонгации. Вот только ставки растут не по дням, а по часам. Недавно подорожали кредитные ресурсы Сбербанка – с 18 до 22%. Нас уведомили об этом в письменном виде. В пятницу была одна ставка, в понедельник – другая. Теперь мы сидим и думаем, что делать. К примеру, сейчас достраиваем крупный торговый комплекс в Заринске. Недавно обсуждали вопрос, а нужно ли его вообще достраивать, если кредиты дорожают, а арендаторы на новые площади в очередь не выстраиваются. Но все-таки решили довести объект до ума. Строим пока, чтобы построить.

– Ваша компания с товарооборотом в 17 млрд. рублей по итогам прошлого года вышла на второе место в Алтайском крае по объему произведенной продукции или оказанных услуг. Крупнее только "Алтай-кокс", у которого объем производства в денежном выражении составил 27 млрд. рублей. Тем не менее "Марию-Ра" не включили в краевой список социально значимых предприятий, которым при необходимости нужно оказывать помощь…

– Да, не включили. Но я не расстроился. Недавно в газете "Ведомости" была опубликована интересная статья на эту тему. Она называлась "Свободу торговле". Материал о том, что бизнес в России в условиях кризиса разделился на два списка. Одни просят денег, другие – свободы. Так вот, для меня важнее свобода. Ведь проблема заключается сегодня не в том, чтобы пристроиться к какому-то списку и просить помощи у государства. На самом деле деньги в банках есть. Просто банкиры не знают, кому их выдавать. Это они явно испытывают кризис надежных партнеров. На днях мне позвонили из одного банка и сказали: "Мы увеличили вам кредитный лимит доверия до 1,5 млрд. рублей". Я отвечаю: "Спасибо, конечно, но мы в условиях роста процентных ставок наращивать кредитный портфель не собираемся".

– В чем тогда заключается свобода?

– На мой взгляд, малый и средний бизнес сегодня нуждается не столько в финансовой поддержке, сколько в свободе действий. Предприниматели погрязли в разборках с множеством государственных структур – налоговой инспекцией, пожарной инспекцией, СЭС, экологическим надзором и т. д. Я могу привести пару примеров из нашей жизни. Когда я своим коллегам задаю вопрос, на сколько могут в Сибирском регионе разниться ставки аренды земельных участков, то никто даже близко не может угадать правильный ответ. Говорят: "В пять-шесть раз".

– А на самом деле?

– В 1700! И под эти колоссальные цифры подведены соответствующие нормативные акты.

– О каком городе идет речь?

– В этих разборках мы погрязли в городе Осинники Кемеровской области. Когда мы пришли туда, местные депутаты сразу подняли ставки.

– А второй пример?

– Наш конфликт с экологическим надзором в Горно-Алтайске. экологи выписали нам штраф в размере 2 млн. рублей за нарушения, связанные с отсутствием паспортов на мусорные бачки. Оформление этих паспортов в одной структуре, работающей при экологическом надзоре, обошлось бы нам в 1,5 млн. рублей. Когда я поинтересовался у экологов: "В чем заключается наше нарушение?", то вразумительного ответа не получил. Зато мне сказали: "А чем вы лучше бабушки, которая содержит свой магазинчик в деревне и которую мы за то же самое оштрафовали на 65 тыс. рублей?" Я им говорю: "Так, может, бабушка из-за вас магазин уже закрыла, и продавать в деревне хлеб больше некому".

Подобных примеров у предпринимателей – десятки. Мне очень жаль, что огромное количество сил приходится тратить не на созидательный труд, а на борьбу. И до тех пор, пока мы от этого маразма не избавимся, жизнь в стране не улучшится. Если ничего не изменить, то среди нас будет все меньше и меньше людей, стремящихся к чему-то и желающих чего-то достичь. И все больше будет тех, кто склоняет голову, прося о помощи.

— Большой объем продукции в сети "Мария-Ра" продается под собственными торговыми марками. Как будет развиваться это направление?

– Для того чтобы снизить цены во время кризиса, мы обязаны ускоряться здесь. Покупателям уже хорошо известны наши продукты, выпускаемые под собственными торговыми марками. Это подсолнечное масло "Мария", зеленый горошек "Велада", чай "По чашечке", кофе El Grato и другие. Они занимают сегодня лидирующие позиции в эконом-сегменте как с точки зрения приемлемой цены, так и по объему реализации. Если по итогам прошлого года объем продаж продукции под собственными торговыми марками составил у нашей сети 9% от товарооборота, то на 2009 год мы запланировали его увеличить до 15%. С этой целью вводим еще одно новшество – вся продукция под собственными торговыми марками будет иметь ценники яркого лимонного цвета. Уверяю, что ее качество хорошее. А производство мы заказываем на ведущих фабриках мира. Например, кофе – в Испании.

О чем еще рассказал Александр Ракшин

О скорости мышления

– Однажды наши специалисты вернулись из Москвы, где в магазинах увидели калиброванную колбаску весом по 400 граммов. Исходя из столичного опыта мы решили, что она будет востребована в Сибири. Обратились к одному из барнаульских производителей: сделай такую колбасу. Но нам ответили, что калибровочный аппарат стоит $ 10 тыс. и т. д. и т.п. Тогда я позвонил Васильеву на "Кузбасский пищекомбинат". Он сразу сказал: "Вопросов нет. Спасибо, что подсказали. Все сделаем". Через неделю мы получили эту колбаску. На самом деле торговая сеть – это посредник между покупателем и производителем продукции. К нам на "горячую линию" в год поступает 3,5 тыс. звонков от покупателей, к мнению которых обязаны прислушиваться и мы, и производители!

О дисконтных картах

– Систему дисконтных карт мы не вводим, потому что работаем на минимальной наценке. Такие карты существуют там, где есть высокая маржа. Ее сначала заложили в стоимость продукта, а затем предлагают покупателям дисконт. И карта преподносится как некое благодеяние. Хотя на самом деле это привязка клиента к торговой точке. Мы тоже выдали несколько тысяч дисконтных карт, но только не всем, а малообеспеченному населению.

О праздниках для народа

– Все наши наиболее значимые спортивно-физкультурные праздники ("Лыжный праздник", "Лыжня здоровья", "Богатырь Алтая" и другие) мы будем проводить до тех пор, пока люди приходят в нашу сеть. Это взаимное чувство. И я считаю, что мы обязаны вносить свою лепту в укрепление здоровья населения. Верю, что так и будет.

Справка

Александр Федорович Ракшин родился в 1951 году в селе Алтайском Алтайского края. Окончил среднюю школу. В 1968 году поступил в Барнаульский педагогический институт на факультет физвоспитания. После окончания вуза работал тренером. Послед­ние шесть лет перед тем, как заняться бизнесом, – в барнаульской школе № 64 преподавателем физкультуры. В марте 1993 года в Барнауле появился первый магазин "Мария-Ра". Сегодня в состав сети входят 174 магазина в Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, а также в Республике Алтай.

Александр Ракшин трижды становился победителем конкурса "Менеджер года" по итогам традиционного опроса предпринимателей Алтайского края, который ежегодно проводит газета "Ваше дело", – в 2002, 2007 и 2008 годах.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость