В водовороте думских событий
— Виктор Викторович, как вы освоились в Госдуме и какие открытия для себя сделали на этом уровне парламентской работы?
— Мне очень помог мой прежний опыт депутатской работы на разных уровнях: муниципальном — в Рубцовске и краевом — в Законодательном собрании. Конечно, есть технические, организационные нюансы, которые разнятся, скажем, в АКЗС и Госдуме. Однако правила понятны, и привыкнуть к ним не так сложно. Период адаптации практически прошел.
Есть депутаты, которые до этого в парламентах вообще не работали, сразу оказались в Госдуме. Им, конечно, сложнее. Тем более что изменился регламент работы Госдумы, подходы к дисциплине. Плюс мы попали в водоворот событий — впервые за постсоветский период принимали сразу три крупных федеральных бюджетных закона. Во-первых, утверждали исполнение бюджета за 2015 год. Во-вторых, вносили значимые поправки в бюджет текущего года. И в-третьих, рассматривали проект бюджета на 2017-й и два последующих года. Рабочие дни длились с девяти утра до девяти вечера. Но это, безусловно, необходимая работа.
— Как вы относитесь к ужесточению депутатской дисциплины в Госдуме? Вы не работали в прежних условиях. Но как оцениваете установленный сейчас порядок посещений, работы в регионах, штрафные санкции?
— Да, режим работы изменился. Раньше депутат две недели работал в Госдуме, две — на территории, которую представляет. Теперь три недели в Госдуме, одну — в регионе. Здесь еще важен тот момент, что в составе федерального парламента предыдущих созывов не было одномандатников — депутатов, избранных по округам.
Изменилась и отчетность — мы должны ее составлять по результатам работы на территориях: число проведенных встреч, результаты участия в сессиях регионального парламента и т. д. Раньше подобных документов не требовалось.
На мой взгляд, это положительные новшества, которые упорядочат работу депутатского корпуса, повысят ее качество и степень ответственности парламентариев.
— Какие основные направления работы в Госдуме вы для себя определили?
— Во-первых, каждый депутат еще во время избирательной кампании определился, какую фракцию будет представлять. Соответственно, моя работа и мое политическое поведение будут связаны с той линией, которую проводит партия "Единая Россия".
Во-вторых, мою сферу интересов отражает выбор комитета. Изначально я рассматривал три варианта: бюджетный, аграрный и по промышленности. Аграрный — в связи с тем, что Алтайский край является сельскохозяйственным регионом, у меня в округе 12 сельских территорий, и сегодня крайне актуальны вопросы продовольственной безопасности. Но в результате я все же остановился на комитете по промышленности: отрасль, в которой я проработал много лет, — аграрное машиностроение, она и с аграрным сектором тоже плотно связана.
Кроме того, я вошел в экспертный совет по сельхозмашиностроению, созданный при нашем комитете. Это тоже довольно большой пласт работы, возможность обсуждать актуальные проблемы отрасли не только с депутатами, но и с руководителями предприятий. Круг вопросов по этой теме достаточно широк. Начнем с того, что сегодня аграрное машиностроение в России показывает самые высокие темпы прироста: в 2016 году около 35–40%, такие же показатели были зафиксированы по итогам 2015 года. Это беспрецедентная динамика. В этом большая заслуга и министра сельского хозяйства Александра Николаевича Ткачева, который отстоял выделение субсидий для аграриев, приобретающих отечественную сельхозтехнику. Этот механизм сыграл одну из ключевых ролей для столь интенсивного развития отрасли.
Власти Алтайского края тоже внесли большой вклад в развитие отрасли, так как кластер аграрного машиностроения, созданный в регионе по инициативе краевой администрации, также продемонстрировал уверенный рост. Сегодня это одна из очевидных точек роста экономики края, а значит, и его жителей.
Таким образом, я и дальше намерен отстаивать интересы этой сферы. Я считаю, что поддержка крестьян с учетом положительных результатов программы по субсидированию должна быть увеличена. На следующий год помощь сохранится.
И еще одно приоритетное направление моей работы — отстаивание интересов своей территории, ее жителей.
В Рубцовске — добросовестные жители
— Недавно стали известны экономические результаты крупных рубцовских предприятий за первое полугодие. Некоторые из них продемонстрировали миллиардные обороты, несколько увеличили объемы в полтора раза. То есть в городе работают успешные развивающиеся предприятия, делающие налоговые отчисления. Считается, что наличие крепких производств является гарантией устойчивого развития территории. Однако новости из Рубцовска чаще носят негативный характер. Почему, на ваш взгляд?
— Действительно, ряд предприятий Рубцовска уже перешагнули через миллиардную границу по оборотам. Неплохо работает филиал "Уралвагонзавода", так как увеличился гособоронзаказ. Филиал "Алтайвагона" получил хороший полуторагодовой заказ. Хорошо сработал "Мельник". Хороший результат показал "Рубцовский молочный завод". "Хромает" в городе малый бизнес. Ему сложно конкурировать с крупными сетями. На мой взгляд, в свое время не вполне правильно было выстроено взаимодействие с ними на уровне города, и эти недочеты продолжают сказываться и сейчас.
Что касается налогов. Основную их долю, которую производственные предприятия выплачивают в городской бюджет, составляют НДФЛ и земельный налог. И эти обязательства они выполняют. Больше вопросов скорее к тем торговым компаниям, которые зашли в Рубцовск, но работников оформляют не в нем. То есть персонал живет в городе, пользуется его инфраструктурой — и инженерной, и социальной. Но оформлены люди при этом вне Рубцовска. При этом я отмечу, что в структуре ВВП страны ретейл занимает 25%. По аналогии, если перенести эту цифру на Алтайский край и наш город, получим примерно те же цифры. И любая торговая компания сопоставима и по финансовым показателям, и по штатам с промышленным предприятием, но не по участию в жизни города. И налоговые отчисления от ретейла должны поступать в городскую казну. То есть с товаропроводящими сетями хотелось бы, конечно, выстроить правильные отношения, с учетом интересов муниципального образования.
— Еще одним болезненным вопросом Рубцовска является его теплоснабжение. В город как теплоснабжающее предприятие зашла "Сибирская генерирующая компания" (СГК). Как вы оцениваете это событие?
— Я считаю, что это одно из удачных решений — передать эту сложную отрасль профильной компании, имеющей хорошую историю, положительную репутацию. СГК обслуживает несколько крупных сибирских городов. Она стала одним из инициаторов внесения изменений в федеральный закон о теплоснабжении.
Сейчас потребуется небольшой переходный период, так как обслуживание Южной тепловой станции и сетей СГК передали только в конце лета. За этот период вопросов по сфере их ответственности практически не возникало: ни по запасам угля, ни по техническому состоянию теплового узла, ни по сетям.
Важно, что СГК дала гарантии на уровне собственников компании — значительно тариф для горожан не повысится. Будет установлено более эффективное оборудование. И, думаю, путем внедрения ряда технических решений проблемы теплоснабжения в Рубцовске в 2017 году удастся полностью решить, без потрясений для жителей.
— Как вы оцениваете перспективы платежной дисциплины? Собственник северной ТЭЦ, "Инвестиционно-девелоперская компания", назвала неплатежи главной причиной критического состояния станции. Да и в целом система прохождения платежей от населения к ресурсоснабжающим организациям вызывает вопросы.
— В Рубцовске собираемость платы за коммунальные услуги у населения составляет 95–97%. То есть граждане добросовестно платят. Но в городе расплодилось громадное количество управляющих компаний — более 60. И это крайне негативно сказывается на платежной дисциплине. Управляющие компании, порой руководствуясь исключительно собственными интересами, просто не перечисляют средства населения ресурсовикам в полном объеме или в положенный срок.
Проблемы бывают технологические, бывают интеллектуальные, а бывают управленческие. В Рубцовске речь в большей степени идет именно о последних. Если управляющая компания не выполняет свои обязательства, причем не единожды, ее нужно просто лишать лицензии. А у нас довольно широко распространена практика банкротства предприятий ЖКХ: когда деньги собираются, уходят в неизвестном направлении, компания банкротится, а затем появляется новый игрок на рынке с теми же учредителями.
Это тоже сфера взаимоотношений власти и общества, ответственности этой власти перед гражданами, которым она подотчетна. И здесь нужно проявлять определенную принципиальность. Если такие случаи есть, по ним надо сразу делать выводы, которые бы не позволяли входить в одну и ту же воду дважды.
Есть время на выводы
— В Рубцовске завершен прием документов от кандидатов на пост главы администрации. Но менее чем через год в городе пройдут выборы депутатов горсовета, которым придется вновь утверждать главу. Насколько целесообразно делать это сейчас?
— Есть поговорка — "надо начинать жить, даже если жить осталось один день". Город — это живой, постоянно работающий механизм, и он не должен оставаться без главы. Сейчас в Рубцовске нет единой координирующей силы. Глава должен быть, и он должен нести ответственность за то, что происходит в городе. Его необходимо формализовать, придать ему правовой статус. Пусть даже на недолгий срок. В этом вопросе я занимаю твердую позицию.
— А каким, на ваш взгляд, должен быть новый состав депутатов? На что им необходимо будет обращать внимание в первую очередь?
— Я считаю, должна быть повышена планка требований и степень ответственности депутатов нового созыва. Особенно представляющих партию власти. От будущих депутатов будет зависеть, как станет жить город, какой будет политика его развития. Они должны быть способны давать экспертные оценки, влиять на инвестиционную привлекательность Рубцовска.
Сегодня мы видим развитие промышленных предприятий города. Того же нам нужно добиться в отношении его инфраструктуры. Это установка, которая дается и на федеральном, и на региональном уровнях. Сегодня особенно пристально рассматриваются города с населением менее 300 тыс. человек. В них рекомендуется обратить внимание на объекты культуры, на спортсооружения. Причем не только с точки зрения зданий, но и содержания работы.
Развитие инфраструктуры будет способствовать и созданию той самой инвестиционной привлекательности. Если социальная составляющая будет развита, то люди поедут сюда семьями жить, а не просто работать вахтовым методом.
— Рубцовск — территория повышенной политической конкуренции. Как вы оцениваете перспективы предвыборной борьбы?
— Хуже, если бы было просто болото, в котором всем на все плевать. Конечно, город в какой-то степени перегрет. Выборы 2016 года это показали. Но у нас есть время и сделать выводы, и предпринять шаги, которые снимут недовольство жителей. И я надеюсь, в результате будет сформирован достойный состав городского совета.
Самое важное - в нашем Telegram-канале