Экономика

"Алтайские макароны" отстаивают право использовать наименование макарон

Арбитражном суде Москвы 1 ноября состоится заседание по иску барнаульской компании "Алтайские макароны" к Роспатенту. Производитель настаивает на том, чтобы ведомство аннулировало регистрацию в качестве товарного знака наименования макаронных изделий "Ригатон". Продукцию такого вида производят многие предприятия, но с 2008 года правом на марку обладает фабрика "Вавилон" из Чебоксар.

В суде предыдущей инстанции компания "Алтайские макароны" доказывала, что выпускает продукцию под маркой "Алмак", а ригатоны — это родовое название, которое характеризует форму макаронных изделий. Однако суд решил, что регистрация торгового знака "Ригатон" не противоречила законодательству, а раз существует свидетельство на товарный знак, значит, слово не является общеупотребительным, тем более что ригатоны разных производителей отличались по форме. Кроме того, действующие ГОСТы на макаронные изделия не содержат слова "ригатон".

"На собственном примере мы столкнулись с ситуацией, когда некоторые производители начинают регистрировать наименование товара, который уже вошел в обиход и производится многими предприятиями", — объясняет свое видение ситуации начальник юридического отдела компании "Алтайские макароны" Ирина Канарская. Согласно судебным документам, компания в прошлом году проиграла суды двух инстанций по иску "Чебоксарской макаронно-кондитерской фабрики "Вавилон". Приволжское предприятие зарегистрировало название "Ригатон" и обвинило ряд российских производителей, в числе которых оказались и "Алтайские макароны", в неправомерном использовании товарного знака, а также потребовало денежную компенсацию.

"С нас взыскали не очень много, около 50 тыс. рублей, хотя предприятие требовало более 1 млн. рублей. Деньги в данном случае не главное, важен сам подход. В России большинство макаронных фабрик выпускает идентичный набор продукции: "рожки", "ракушки", "звездочки", "башмачки" и т. д. Что будет, если кто-то решит получить исключительные права на эти наименования? — продолжает г-жа Канарская. — В числе предприятий, как и мы, проигравших суды "Вавилону": "Дин+" (Казань), "Росмак" и "Чебоксарская макаронная фабрика" (оба — Чувашия), "Саранский макаронный комбинат" (Мордовия), "Краскон" (Красноярский край).

Ирина Канарская считает, что наибольшую активность по регистрации торговых знаков предприятия начали проявлять после вступления в силу части 4 Гражданского кодекса РФ, которая целиком посвящена защите интеллектуальной собственности. "Очевидно, что некоторые компании злоупотребляют своими правами и начинают делать деньги из пустоты", — говорит собеседник. Главный научный сотрудник ФГУ ФИПС Роспатента Светлана Горленко отмечает, что в целом ситуация понятна и имеет четкую законодательную трактовку. "Гражданский кодекс запрещает регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые являются наименованием товаров. Исключением является лишь ситуация, когда это наименование приобрело вторичное значение и стало фантазийным. Если, по мнению стороны спора, этого не произошло, то у нас существует достаточно жесткая экспертиза, и всегда можно поставить вопрос об оспаривании правомерности регистрации торгового знака", — прокомментировала г-жа Горленко.

"Роспатент отказал нам в аннулировании регистрации товарного знака "Ригатон", но в суде мы будем апеллировать к тому, что регистрации подлежит именно фантазийное слово. В слове "ригатон" есть элемент фантазийности, но это не фантазия фабрики "Вавилон", а вошедшее в обиход и принятое товаропроизводителем обозначение определенной продукции. Не нужно много фантазии, чтобы написать слово кириллицей и заглавными буквами. Это все равно, что подать заявку на регистрацию слова "макарон". Такого слова не существует, и формально я его придумала, но какова здесь степень фантазийности?" — задается вопросом Ирина Канарская.

Александр Жидких,
начальник управления по науке, инновационной и кластерной политике Главэкономики:

В Алтайском крае в 2009 году на регистрацию товарных знаков подано 208 заявок, что на 26 больше, чем в 2008 году. Главной проблемой нашего региона является отсутствие патентных поверенных. Нередки случаи, когда известная компания не спешит регистрировать свой товарный знак. Конкуренты, как правило, не упускают возможность зарегистрировать и использовать этот знак в своих интересах. За три последних года в крае число судебных обращений по защите прав на интеллектуальную собственность возросло до 275.

Рынок макаронных изделий в цифрах

Наибольшей популярностью в России пользуются традиционные "рожки" и трубчатые макароны, на которые в общем объеме потребления граждан приходится 50% и 41% соответственно. Далее по популярности следуют "перья" и "ракушки". На алтайском рынке большим спросом пользуются "рожки" и спагетти. Объем производства макаронных изделий на предприятиях Алтайского края в 2009 году составил 110 тыс. тонн, что на 11% больше показателей предыдущего периода. Доля алтайских производителей в покупках барнаульцев составляет 72,8%. На долю "Алмака" приходится 41,68%, на втором месте — компания "Алтан". "Алмак" выпускает 175 видов продукции. Чистая прибыль предприятия в 2009 году составила 17 млн. 683 тыс. рублей.

Источник: отчет компании "Алтайские макароны" за 2009 год.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость