Экономика

Алтайским фармацевтам поможет кластер

После того как Госдума отказала в федеральном финансировании программы "Алтайское Приобье", биофармацевтический кластер может получить статус нового приоритетного направления развития региона. Четкое подтверждение этому было дано в октябре, когда губернатор Александр Карлин презентовал в правительстве России план качественного изменения фарминдустрии на Алтае.

О серьезном намерении создать биофармкластер краевые власти заявили еще в начале прошлого года. Стратегия предполагала объединение предприятий и организаций по технологическим цепочкам: производство субстанции – выпуск препаратов – развес и упаковка – сбыт. В некоммерческое партнерство "Алтайский биофармацевтический кластер" вошли несколько крупных производителей: компания "Алтайвитамины", ФНПЦ "Алтай", "Эвалар", "Востоквит", около двух десятков других компаний, а также учебные заведения края. Партнерство "Алтайский биофармацевтический кластер" уже зарегистрировало собственный бренд, под которым на рынок будет выходить вся продукция участников объединения. Лекарства и БАДы будут появляться под торговым знаком "Алтайбио". Сейчас в кластере уже создаются новые лекарства.

Яков Шойхет,
профессор Алтайского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН:

Наши специалисты разработали уникальный препарат, позволяющий в кратчайшие сроки купировать распространение в организме человека острой респираторной инфекции. Создавали его ученые Алтайского края совместно с Государственным научно-исследовательским институтом особо чистых биопрепаратов (Санкт-Петербург). Исследования показали: у 84% пациентов после использования препарата ринит прекращался на второй-третий день, у 78% – на второй день прекращался фарингит, у всех остальных – на третий. Новое лекарство проходит процедуру госрегистрации.

Контракты уже есть

Однако участники некоммерческого партнерства считают, что объединение компаний-конкурентов выгодно не только в плане разработок и внедрения новых лекарственных средств. Привлечение инвестиций, лоббирование интересов в госструктурах и развитие горизонтальных связей между предприятиями – вот чего ждут от биофармацевтического кластера его члены.

По словам Николая Галахова, директора компании "ТММ", реальные результаты сотрудничества уже есть:

– Сообщество – это и представительный орган. Можно уже сейчас констатировать, что биофармкластер – нечто большее, чем простая сумма компаний.

Лобби достаточно мощное, и я считаю, что под проекты будут выделяться инвестиции. Ну и связи предприятий активно развиваются. В рамках партнерства мы поставили и смонтировали дозирующее оборудование для компании "Две линии".

В настоящее время некоммерческое партнерство ищет рынки сбыта продукции, выпускаемой в структуре кластера. Уже заключены договоры с фармацевтическими компаниями Новокузнецка. Они будут закупать субстанцию для изготовления ряда лекарственных средств.

Разработка – дело дорогое

Между тем, по мнению экспертов, разработка инновационных лекарств – длительный и очень дорогой процесс.

– Создание нового лекарства занимает до 14 лет, – цитирует журнал "Огонек" Генриха Клеха, профессора Венского университета. – Итоговый срок зависит от того, к какому классу относится препарат, насколько хорошо известны потребителю его "предшественники" и т. д. Исследования могут потребовать от $ 500 млн. до $ 1млрд. Достаточно сказать, что среди исследованных 100 тыс. молекулярных соединений только 1 тыс. может стать основой для нового лекарства. Из них только 100 молекул будут способны активно воздействовать на организм пациента. Но и среди них 90% оказываются токсичными, так что в широкую продажу попадают только 10 исходных соединений, а коммерческим успехом пользуются только три. Поэтому фармацевтические фирмы вкладывают в исследования 14–20% своей прибыли.

Сможет ли алтайский кластер привлечь такие инвестиции – вопрос открытый. Есть мнение, что производство, скорее всего, будет ориентироваться на выпуск БАДов. Прогнозируют и развитие направления выпуска дженериков – недорогих аналогов импортных лекарств. Цена вопроса здесь не так высока: около $ 50 млн.

Еще один вопрос: станет ли биофармкластер тем "инвестиционным зонтиком", который придаст новое ускорение отрасли? Эксперты склонны отвечать на этот вопрос утвердительно. А в администрации Бийска рассчитывают, что объем производства предприятий, входящих в кластер, к 2025 году вырастет в 10 раз. Как отмечают в мэрии, перед алтайским фармкластером стоит важная задача – наладить производство до 30 лекарственных средств и дженериков, включенных в программу "ФАРМА-2020" (федеральная программа развития фармацевтической промышленности). 

Яков Шойхет,
профессор Алтайского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН:

Нужно создавать систему целиком, а не довольствоваться ее фрагментами. Конечно, можно организовать производство какого-нибудь лекарства из субстанции, которую вы будете закупать по неустойчивым договорам Бог знает где. В конце концов вы потеряете — хотя бы на время — источник поставки этой субстанции, а потом и само производство. Выпуск лекарственных препаратов должен быть непрерывным! Только тогда можно говорить о высоком качестве продукции. Кластер позволяет создать такую систему: субстанция, обертка, фасовка, лекарственная форма, контроль над качеством и другие необходимые звенья.

Ложка дегтя в море лекарств

Алтайские производители лекарств сталкиваются с рядом проблем, связанных, по их мнению, с необъективным подходом со стороны Минздрава. Производители отмечают, что иностранным фармацевтическим компаниям проще регистрировать и внедрять новые препараты. Многие называют сложившуюся ситуацию абсурдной и не понимают, зачем иностранным компаниям отдаются рынки сбыта, особенно в условиях кризиса.

По мнению Геннадия Тараненко, директора компании "Востоквит", большая часть субстанций, используемых в России, произведена в Китае. И это не может не влиять на фармацевтическую отрасль. Отчасти задача кластера заключается в вытеснении иностранных конкурентов. 

Справка

"Алтайский биофармацевтический кластер" может войти в федеральную стратегию развития фармацевтической промышленности до 2020 года (Александр Карлин является членом экспертного совета, отвечающего за эту стратегию). Предполагалось, что в ходе реализации стратегии объем государственных инвестиций в фарм­отрасль составит около 110 млрд. рублей. Однако в связи с кризисом эта сумма будет уменьшена.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость