Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Анатолий Банных — вожак правых сил

Чтобы ответить на вопрос «кого можно считать самым таинственным и закрытым бизнесменом на Алтае за последние годы?», не надо составлять рейтинги и изучать общественное мнение. Победит за явным преимуществом создатель финансово-промышленной группы «Сибма» Анатолий Банных. И все потому, что про бизнесмена и принадлежащую ему группу компаний писали часто, однако сам Банных на выпады не отвечал, предпочитая заниматься только бизнесом. Это его первое большое интервью алтайским изданиям. Отдадим должное Анатолию Николаевичу — он постарался быть предельно откровенным.

Анатолий Банных.
Анатолий Банных.
Олег Богданов

О бизнесе

— Анатолий Николаевич, финансово-промышленные группы строятся, как правило, по принципу создания проиводственно-технологических цепочек, в которых каждое предприятие является важным звеном. Объясните, по какому принципу выстраиваются эти цепочки в «Сибме», где, на мой взгляд, собраны достаточно неоднородные предприятия?

— Я бы не сказал, что в структуру «Сибмы» входят неоднородные предприятия. У нас есть зерновая группа. В нее входят комбинат «Русский хлеб», макаронная фабрика «Алмак» и другие компании, занятые заготовкой сырья, продажами хлеба, муки и макарон. Здесь цепочка, о которой вы говорили, выстроена очень четко — от приема зерна до реализации продукции конечному потребителю.

Есть у нас медийная группа, которая обслуживает интересы других предприятий «Сибмы». Мы сейчас очень активно развиваем медийный бизнес. У нас есть телевидение, радиоканалы, агентства наружной рекламы, есть газеты и сеть их распространения. Они хорошо дополняют друг друга.

И только в промышленную группу входит сегодня один Бийский котельный завод.

— А «Барнаул-Трансмаш»?..

— Мы уже давно не являемся собственниками этого предприятия. Сегодня им управляет самарская группа «СОК», с которой мы поддерживаем хорошие отношения. Я считаю, что мы поступили правильно, когда приняли решение о продаже пакета акций завода самарцам. Во всем мире крупные предприятия, каким является сегодня и «Барнаул-Трансмаш», входят в производственные холдинги. Существование предприятия вне подобной системы провоцирует дополнительные риски: проблемы реализации продукции, формирования сырьевой базы и так далее. Если сегодня главная продукция барнаульского завода — двигатели, то эффективное функционирование его нереально без участия собственника национального масштаба. И хотя мы инвестировали в «Барнаул-Трансмаш» около 30 млн. рублей, тем не менее приняли решение о продаже. Потому что поднимать такое предприятие под силу только тому, кто имеет в управлении полный производственный цикл на рынке. Этому критерию соответствует группа компаний «СОК».

— Чем вы обычно руководствуетесь, когда принимаете решение о покупке пакета акций того или иного предприятия?

— Перспективой его развития, эффективностью и пользой для самой группы. При принятии решения многое зависит и от фундаментальности бизнеса, который мы рассматриваем в качестве покупки. Если у него есть хорошее будущее, мы готовы вкладывать деньги. Если становится ясно, что наше участие в проекте будет неэффективным, от покупки отказываемся. Если же приобретенный бизнес не дает отдачи, а такое тоже бывает, — принимаем решение как можно быстрее выйти из игры с минимальными для группы рисками.

— Вы имеете в виду перепродажу пакета акций?

— Да. Если бы, к примеру, мы затянули процесс продажи акций «Барнаул-Трансмаша», для «Сибмы» проект мог обернуться серьезными финансовыми трудностями, что не является позитивным ни для собственника, ни для работников предприятия. Сегодня же мы спокойны за будущее завода. Предприятие успешно работает, выпускает продукцию высокого качества, люди получают зарплату. Проект развивается успешно.

— Что представляет собой сегодня «Сибма»? Могли бы вы назвать какие-то экономические показатели, характеризующие масштаб ФПГ?

— Мы рассчитываем, что в этом году объем реализации продукции предприятими, в структуре акционеров которых есть «Сибма», составит около 60 млн. долларов. Подчеркну, что эта суммарная реализация продукции всеми предприятиями, в которых мы имеем свою долю акций. На разных предприятиях мы владеем разными пакетами.

— И сколько таких предприятий в настоящее время?

— Сорок шесть.

— Совсем недавно их было 43. Приобрели что-то новое?

— Да, мы купили средства массовой информации. Медийный бизнес сегодня очень перспективен и полезен другим нашим предприятиям — торговому дому «Айсберг», например, или Бийскому котельному заводу.

— Каким образом вы принимаете решение об участии или неучастии в каких-либо бизнес-проектах?

— Решения принимаются после консультаций с достаточно большим числом специалистов. Здесь необходимо понимать, что такое «Сибма». У нас есть шесть направлений бизнеса. В каждом работает группа сильных менеджеров, к профессиональной оценке которых того или иного проекта мы обязательно прислушиваемся. Если мы покупаем предприятие, то должны четко представлять, что мы с ним будем делать дальше. Например, сейчас перед нами стоит вопрос приобретения крупного машиностроительного завода, который будет работать в связке с Бийским котельным. Мы должны оценить все риски, для этого консультируемся с десятками экспертов. Но самое главное заключается в том, что окончательное решение будут принимать инвесторы. Вообще, в нашей команде есть разные менеджеры — и пессимисты, и оптимисты. Они очень хорошо уравновешивают друг друга. Это позволяет выбрать правильное решение.

— Были проекты, от которых вам пришлось отказаться?

— Конечно! Например, «Алтайхимпром».

— Но говорят, что вы принимаете участие в конфликте собственников на этом предприятии

— Говорят, к сожалению, многое. Но все это только слухи. Мы изучали возможность приобретения «Алтайхимпрома». Но после консультаций с экспертами поняли, что предприятие требует огромных объемов инвестиций, что по силам только весомому игроку федерального масштаба. Нам, как активным участникам рынка, естественно, известны стороны, которые противостоят друг другу на предприятии. Однако, Сибма" никакого отношения к этому не имеет. Мы наблюдаем за конфликтом: главное, чтобы предприятие в конце концов вошло в рабочий режим, его работники получали регулярно зарплату. Об этом противоборствующие стороны забывать не должны. И в их интересах, равно как в интересах края, как можно быстрее найти компромисс.

— Каким образом вам удается управлять всеми 46 предприятиями?

— Есть несколько основных принципов. Наша команда считает, что собственник не должен руководить предприятием. Сам бизнес и восприятие его на рынке лучше всего осуществлять со стороны. Поэтому, как правило, нашими предприятиями руководят наемные менеджеры. Они высоко образованны и квалифицированны. Они прекрасно разбираются в рынках и здесь другой модели управления быть не может. Второй принцип управления — создание ревизионной группы и команды аудиторов. Они проверяют все предприятия. Периодичность проверок определяется только необходимостью в этом. У нас хорошо работает служба безопасности, которую воглавляет прекрасный специалист, бывший руководитель краевой налоговой полиции Юрий Большаков. Таким образом мы пытаемся защитить свой бизнес сс всех сторон. Мы понимаем, что за каждым нашим предприятием стоят интересы многих людей. Причем не только инвесторов, но и трудовых коллективов, а также потребителей продукции.

О новых проектах

— На какой стадии находится проект по созданию крупного макаронного предприятия в Новосибирске?

— Действительно, это один из наиболее важных и перспективных проектов «Сибмы». У нас есть принципиальная договоренность с партнерами, что новую макаронную фабрику мы начинаем строить. Весь вопрос сегодня — в строительной площадке. Сейчас рассматриваются несколько вариантов. Либо предприятие будет располагаться на территории новосибирской фабрики «Луканин», либо на другой территории. Но в том, что этот проект будет осуществлен, у меня сомнений нет.

— Почему хотите построить фабрику в Новосибирске, а не в Барнауле, поближе к сырьевой базе?

— Существует такое понятие, как логистика бизнеса. Через Новосибирск проходят все транспортные магистрали федерального значения. А сырье точно такого же качества есть и в Новосибирске, и в Казахстане. В данном случае намного актуальнее правильно организовать сбыт продукции. Жители Барнаула и пригородов потребляют сегодня примерно от 300 до 600 тонн макарон в месяц. Емкость же местного рынка небольшая и наши возможности здесь практически исчерпаны. Естественно, мы заинтересованы в расширении рынков сбыта. «Алмак» производит сейчас 2400 тонн продукции в месяц. А еще есть на рынке продукция «Мельника» и «Гранмулино». Поэтому мы вынуждены искать новые возможности сбыта и новую производственную площадку. Если нам удастся совместно с группой компаний «Фактор» решить вопрос о строительстве, мы увеличим объемы производства и займем четвертое место в стране по этому показателю. Мы рассчитываем построить фабрику за год.

— Что вы планируете сделать на Бийском котельном заводе?

— Его недавно возглавил Дмитрий Фомченков — талантливый, опытный менеджер. Мы разработали стратегический план развития предприятия, под который найдены серьезные инвесторы. Мы считаем, что отечественный рынок газового оборудования имеет большую перспективу. Важно укрепиться на этом рынке, поэтому мы так серьезно занимаемся организацией сбыта продукции, недавно открыли московское представительство Бийского котельного завода. А новый проект предполагает в недалеком будущем производство котлов с итальянскими горелками.

О радиоконфликте

— Можно ли сейчас объяснить, почему «Сибма» заняла «молчаливую» позицию во время конфликта на «Молодежном канале»? Ведь в захвате радиостанции обвиняли фактически группу «FM-продакшн», которая объединяет подконтрольные вам радиоканалы.

— В любом бизнесе есть определенные правила и ничего сверхъестественного. Стратегия развития и экономика «Молодежного канала» при прежнем руководстве была критически неэффективной. И в определенный момент собственник решил просто продать бизнес. Как любой хитрый бизнесмен, он был заинтересован в том, чтобы нарастить стоимость своего проекта. Увы, сегодня нечистоплотный PR и конфликты в России являются успешным способом увеличения цены предприятия. Что собственно и произошло с «Молодежным каналом». Проект продажи удался. Бывший собственник мог продать радиостанцию за 60−80 тысяч долларов, а заработал 100 тысяч. Обычный бизнес. Мы оцениваем свое приобретение как успешное и перспективное. Радио «Шансон», запущенный на заявленной частоте, в рейтинговых таблицах Барнала находится в первой тройке, следовательно, нравится горожанам. А одобрение потребителя для нас является одним из ведущих критериев эффективности проекта.

Кстати, не исключено, что Артем Рябцев (бывший собственник) создаст в ближайшем будущем другую радиостанцию, которую также попытается продать заинтересованным лицам.

— Но почему вы об этом не говорили раньше? Тем более, что у вас для этого есть достаточно СМИ, которые могли бы как-то повлиять на ситуацию?

— До момента покупки мы не имели никакого отношения к этой радиостанции. Поэтому делать какие-то заявления было бы не совсем уместно.

О политике

— Анатолий Николаевич, разговор о ваших политических планах мне хотелось бы построить в более острой форме, чтобы газету не заподозрили в предвыборной агитации. Может быть, я задам вам неприятные вопросы, но иначе поступить не могу.

— Хорошо, давайте попробуем.

— Всем известно, что вы являетесь сторонником «Союза Правых Сил». Но в политических кулуарах часто говорят о том, что «Банных идет в политику, опасаясь потери административного ресурса развития бизнеса».

— Есть разные мнения о том, что такое «административынй ресурс». Я уверен, если человек умеет вести бизнес, он достигнет успеха в любом случае — с административным ресурсом или без такового. Я уверен, что команда, сложившаяся в «Сибме» умеет делать эффективный бизнес. А все разговоры о силе некоего «административного ресурса» — не болеее чем спекуляция. Отличный пример — агентство «Проспект». Ведь именно эта компания первой в городе занялась установкой современных рекламных щитов. И именно данный факт стал ее основным конкурентным преимуществом. Сегодня на рынке города сложилась очень щепетильная ситуация — очевидный дефецит рекламных плоскостей. Временной ресурс сыграл на руку «Проспекту», поэтому сегодня позиции агентства сильны. Это, естественно, провоцирует агрессивную конкуренцию на рынке и различные манипуляции со стороны других игроков. Я не знаю такого понятия в бизнесе — «административный ресурс». Я знаю одно правило — кто рискует, тот и выигрывает. Группа «Сибма» сильно рисковала несколько раз, когда на кону стояла судьба всего предприятия. Но сегодня мы опережаем конкурентов. Значит, риск был оправдан.

— Но ведь политика вам нужна не просто ради удовольствия?

— Я занимаюсь политикой по нескольким причинам. Во-первых, мне понятна идеология и экономическая платформа «Союза Правых Сил». Во-вторых, сегодня программа «СПС» близка по духу не только мне, но и группе других алтайских менеджеров, которые хорошо известны в городе своими делами. А понимание предпринимателями необходимости цивилизованного диалога бизнеса и власти, согласитесь, серьезный стимул. «Сибма» умеет работать, и мне не стыдно ни за один наш проект. Мы подняли хлебокомбинат «Русский хлеб», помогли увеличить объемы производства «Алмаку», успешно развивается Бийский котельный завод. Мы понимаем, что гарантом стабильности в крае является сегодня только губернатор Александр Суриков, который по многим вопросам занимает очень мудрую позицию. Но пришло время, когда нам, предпринимателям, нельзя отмалчиваться, а пора принять активное участие в восстановлении экономики и социальной стабильности края. Поэтому мы идем в политику. Время само расставит все по своим местам.

— И в какой законодательный орган власти вы хотите идти?

— По списку буду баллотироваться в депутаты Государственной Думы РФ. Кроме того, принято решение, что ряд известных в крае предпринимателей (Евгений Вдовин, Юрий Брагин), разделяющие программу «Союза Правых Сил», пойдут по одномандатным округам в краевой Совет народных депутатов.

— На что может рассчитывать СПС в Алтайском крае во время выборов?

— Думаю, мы наберем около 12% голосов и получим места в крайсовете. Конечно, понятны опасения многих политиков в связи с установлением 10%-ого избирательного барьера. Но мы готовы участвовать в выборах, чтобы изменить ситуацию.

— Правда ли, что на некоторых предприятиях, подкотрольных «Сибме», людей заставляли писать заявления о вступлении в СПС?

— Отвественно заявляю, этого никогда не было. Владимир Райфикешт (бывший лидер алтайского регионального отделения СПС), пойдя на поводу своей популистской стратегии, спровоцировал страшную ситуацию: огульная критика с виртуальными аргументами, оскорбления в прессе ведущих предприятий края, с целью обеспечения дополнительных 6−7% рейтингу СПС… Это оскорбляет партию, но еще более — горожан, работников этих самых предприятий. И если комбинат «Русский хлеб» выпускает сегодня лучший хлеб в Сибири, как можно унижать голословными заявлениями трудовой коллектив? Поэтому после всех этих «грязных» публикаций, рабочие откликнулись на наше предложение:"Мы хотим защитить наши интересы от произвола популистов-политиканов. Кому близки идеи «Союза Правых Сил», можете прийти и написать заявление о вступлении в партию". Русские люди всегда болеют за свое дело. Поэтому много работников откликнулось на наше предложение. Значит, наше дело правое, и мы идем правильным путем.

— О ваших политических планах и бизнес-проектах знает Борис Немцов?

— Конечно, мы их ни от кого не скрываем.

Кто такой Анатолий Банных

Анатолий Николаевич Банных родился в Барнауле в 1968 году. После окончания школы поступил в машиностроительный техникум, где учился успешно учился и занимался общественной работой. Трудовую деятельность начал на Барнаульском котельном заводе. После службы в армии Анатолий Банных устролился работать инженером на завод транспортного машиностроения имени Ленина («Трансмаш»).

В 1991 году Анатолий Банных создает и возглавляет фирму «Сибма» («Сибирские мастера»), которая со временем становится финансово-промышленной группой. В настоящее время Анатолий Банных руководит крупной ФПГ, в которую входят более 40 предприятий. Одновременно он активно участвует в общественной жизни региона. Анатолий Банных является одним из учредителей и членом правления Алтайского союза предпринимателей. В последнее время бизнесмен начинает проявлять серьезный интерес к большой политике. Он становится членом политсовета регионального отделения «Союза Правых Сил», а также помощником депутата Госдумы Игоря Шубина. На предстоящих выборах Анатолий Банных намерен баллотироваться в Государственную Думу РФ и Алтайский краевой совет народных депутатов.

Какие предприятия входят в «Сибму»

История финансово-промышленной группы «Сибма» началась с создания одноименной компании, которая еще в 1992 году успешно работала на местном рынке продажи бытовой техники. Постепенное развитие компании привело к тому, что сегодня в структуру «Сибмы» входят 46 предприятий Барнаула, Бийска и Новосибирска. Это крупные заводы и торговые дома, телекоммуникационные компании и средства массовой информации, макаронные фабрики и рекламные агентства, крупные торговые центры и сети магазинов.

Сам Анатолий Банных выделяет шесть групп предприятий, которые входят в структуру ФПГ «Сибма»:

1) пищевая промышленность представлена макаронной фабрикой «Алмак», которая производит 2400 тонн продукции в месяц, комбинатом «Русский хлеб» (60% местного рынка хлеба и хлебобулочных изделий), а также элеватором, мельницами и другими предприятиями;

2) машиностроительное направление представлено Бийским котельным заводом, приобретенным «Сибмой» в прошлом году; в настоящее время ежемесячный оборот завода достиг 45 млн. рублей, он входит в тройку ведущих промышленных предприятий Бийска;

3) рекламно-медийное направление представлено газетами («Алтайская неделя», «Вечерний Барнаул»), радиостанциями («Европа Плюс Барнаул», «Русское Радио Барнаул», «Столица» и «Радио Шансон Барнаул»), рекламными агентствами («Проспект», «Город», «Компас»);

4) телекоммуникационный бизнес представлен компаний «Интел-телеком», в которую входят семь предприятий; в их числе — интернет-провайдеры («Баррт», «Амител» и «Импэкс-телеком»), информационно-вычислительный центр ЖКХ, компания «Единый расчетно-кассовый центр», сеть кабельного телевидения «Тэвис» (22 тысячи абонентов), а также доставшееся после победы в тендере антенно-кабельное хозяйство Барнаула;

5) торговое направление представлена торговым домом «Айсберг», который успешно развивает розничную сеть в Барнауле, Бийске и Новосибирске;

6) инвестиционное направление представлено компанией «Сибирская земля» (75 тысяч акционеров-инвесторов), которой принадлежат несколько легко управляемых и приносящих прибыль объектов коммерческой недвижимости, в том числе — проектные институты.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Расскажи новость