Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Экономика

Бизнес обсуждает проект программы развития туризма

В туристическом бизнес-сообществе ожидают, что во II квартале состоится публичное обсуждение проекта «Программы развития туризма в Алтайском крае на 2010−2014 годы». Документ направлен на привлечение и поддержку инвесторов. В нем содержится внушительный перечень мероприятий, объем их финансирования — почти 50 млрд. рублей. Участники рынка хотели бы, чтобы прогнозы разработчиков сбылись, однако пока не видят достаточных оснований для этого.

Около 1 млн. туристов посетили Алтай в 2009 году, по данным администрации региона.
Около 1 млн. туристов посетили Алтай в 2009 году, по данным администрации региона.

О нужности программы турбизнес говорил последние лет пять. В 2008 году краевые власти наконец решили — пора. Конкурс на ее разработку выиграл московский Фонд «Центр стратегических разработок — Регион». Документ был готов еще в конце прошлого года, причем он предусматривает реализацию ряда мероприятий уже в 2010 году. В январе планировалось провести публичное обсуждение программы. Однако Главэкономики, проходящее процедуру реорганизации, так и не назначило даты.

Плюс на минус

Создатели программы честно обозначили плюсы и минусы региона как туристического центра. В частности, к преимуществам они отнесли уникальные природные условия, выгодное географическое положение, мощную базу средств размещения, наличие уникальных лечебно-оздоровительных методик, развитое сельское хозяйство (а это натурпродукты), наличие свободной рабочей силы, а также федеральную помощь в развитии особых зон.

Однако наряду с плюсами в программе названы и вполне справедливые недостатки. И первый из них — неконкурентоспособность турпродукта по соотношению «цена-качество». Отмечается также неравномерное распределение турпотока: как в территориальном смысле (большая часть туристов едут в Горный Алтай), так и в сезонном. «Все это обусловливает высокую антропогенную нагрузку на природную среду, повышает требования к состоянию транспортной инфраструктуры», — говорится в проекте. Как раз недостаточная транспортная обеспеченность — еще одна проблема края: аэропорта в Бийске по-прежнему нет, трасса М-52 перегружена, а дороги до Горной Колывани, Чарыша, степных озер явно не способствуют привлекательности региона.

Кроме того, в крае объективно мало развлечений и объектов показа. То есть, конечно, исторических и культурных памятников полно, но они находятся в «диком» состоянии. Картину недостатков завершают слабая налаженность каналов продаж турпродукта, а также малое применение стандартов на туруслуги.

Твердая «пятерка»

Предложенный комплекс мероприятий призван ситуацию исправить. Весь их перечень, а также объем финансирования завязан на пяти основных задачах: привлечение инвестиций в туротрасль, улучшение качества туруслуг, продвижение брэнда Алтайского края, совершенствование системы подготовки кадров, научное обеспечение развития сферы туризма.

Исходя из числа мероприятий и объема финансирования доминирующей является первая задача. Она предусматривает инвестиции в размере 49,3 млрд. рублей, из них 77% — частные вложения. Предполагается создание крупных объектов отдыха либо оздоровления: зон «Сибирская монета» и «Бирюзовая Катунь», курортов «Белокуриха-2», «Яровое», «Егорьевская», детского оздоровительного центра на озере Колыванском, экскурсионно-познавательного комплекса «Сибирские Афины».

При этом указанная цифра финансирования весьма условна, как и большинство в программе. Ведь планируется, что в создании объектов финансово будут участвовать все три уровня бюджетов, а также частники. Разработчики указали цифры, желаемые для достижения нужного эффекта. Какими они будут на самом деле, покажет время.

При этом программа предполагает, что для частных инвесторов будут создаваться стимулы — преимущественно в виде субсидирования: части банковской процентной ставки по кредитам, части затрат на оплату налогов на имущество и прибыль, на подключение к газовым и энергетическим объектам, на оформление земли, на приобретение уникального оборудования, на прохождение классификации.

Мероприятия по другим задачам тоже интересны, но куда менее затратны. Здесь и проведение маркетинговых исследований, и создание рекламной продукции, и участие в выставках, и улучшение придорожного обслуживания, и развитие сельского туризма, и пр. Планируется даже для продвижения региона создать специальное краевое учреждение «Туристический центр Алтайского края».

…но верится с трудом

Участники рынка не скрывают, что довольны самим фактом появления документа. «Для края это очень своевременный проект», — считает Геннадий Колобов, директор сети турагентств «Авиафлот Тур». Однако знание рынка, текущее состояние экономики и некоторые детали документа заставляют представителей турбизнеса относиться к нему сдержанно.

«С одной стороны, видно, что программу готовили специалисты. Но с другой — фундаментальным трудом я ее тоже назвать не могу, — говорит директор компании „Плот“ Александр Смирнов.— Некоторые цифры мне показались просто некорректными. Я не говорю, что разработчики их взяли с потолка, они работали со статистикой. Но сама статистика у нас зачастую не вполне достоверна. Соответственно, и прогнозы, основанные на ней, вызывают некоторые сомнения».

Определенный скепсис у него же вызывает возможность привлечения указанного в программе объема частных инвестиций, которые должны через два года вырасти с 1 до 8 млрд. рублей. В этом с г-ном Смирновым согласен Игорь Дураманов, директор гостиницы «Центральная»: «Если тенденция сегодняшнего дня сохранится, то такого роста показателей не будет. Я считаю, что данная программа создается для привлечения инвесторов в регион. Хвала губернатору, что он ставит такие задачи. И дай бог, чтобы я ошибался в своих прогнозах. Но все финансовые потрясения слишком больно ударяют по нашему бизнесу».

Другое условие реализации инвестиционных планов программы видит Геннадий Колобов: «Эффект край ощутит в том случае, если будет своевременным финансирование и столь же своевременным введение в строй туробъектов, если освоение средств будет целевым».

При этом, с одной стороны, подкупает, а с другой — настораживает одновременное развитие нескольких территорий края. «Это крайне сложно делать. В каждом районе должен быть какой-то объект-магнит, причем уровня Белухи, плато Укок. В противном случае туриста сложно привлечь», — рассуждает Александр Смирнов. Именно поэтому кажется обнадеживающим указанное в программе намерение создавать маршруты. «Нужен маршрут, который бы объединял самое ценное в разных районах», — говорит г-н Смирнов. Но есть как минимум два условия, без которых идея маршрутов окажется бессмысленной, — это создание инфраструктуры и разрешение политического противостояния края и Республики Алтай. «Невозможно создать маршрут только по Алтайскому краю, работать нужно обязательно в связке с соседями, чтобы продвигать единый брэнд — Алтай», — уверен директор фирмы «Плот».

При этом часть экспертов уверены, что ставка должна делаться не только на создание новых объектов, но и на развитие уже действующих. «К Белокурихе ведет хорошая дорога, есть газ. Но у нас еще столько неосвоенных ресурсов! Нам нужно только немного помочь, — говорит директор санатория „Россия“ Федор Елфимов. — Пусть новые объекты появляются, но у нас уже имеется база: инфраструктура, раскрученный брэнд, — нас легче развивать».

Сегодня программа развития туризма в крае — это только проект, не прошедший ни этапа обсуждения, ни утверждения депутатами. В ней может многое измениться. Только окончательный вариант документа даст ответ на вопрос — как же будет развиваться эта отрасль в регионе.

Принимать иностранцев — это головная боль

Один из результатов, которого должна достичь реализация программы, — увеличение потока иностранных туристов. Однако местные туроператоры утверждают, что сегодня принимать гостей из-за рубежа — сложная работа. Такого мнения придерживается Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот»:

Александр Смирнов,
директор турфирмы «Плот»:

Сегодня перед многими местными операторами стоит вопрос — а работать ли с иностранцами вообще? Фингарантии при таком виде деятельности — 10 млн. рублей, соответственно, на страхование ответственности нужно не менее 45−50 тыс. рублей в год. Хорошо, мы выделяем из бюджета фирмы на это деньги. Но с каждым годом поток иностранцев в Россию сокращается. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по рекреационным возможностям и одно из последних — по уровню безопасности. Столичным операторам, конечно, приемом заниматься выгодно (иностранцев в Москве и Санкт-Петербурге всегда много), а вот региональным — с нашим коротким сезоном — малоинтересно.

А вопрос миграционного учета? Какой экономический смысл в работе с иностранцами, если все время висит дамоклов меч УФМС? Один день просрочки уведомления об убытии иностранца — и штраф 500 тыс. рублей. А эта сумма может быть соизмерима с прибылью всего сезона. А политика пограничной службы? Там считают так: чем меньше иностранцев — тем им лучше (меньше работы, проблем). Чтобы оформить пограничный пропуск, документы на туриста должны быть поданы не меньше чем за два месяца до даты его прибытия. Наша компания, кажется, единственная намерена оформлять фингарантии на прием иностранцев в этом году. И если предстоящий сезон нам преподнесет очередные административные или иные препоны со стороны властей, то мы в будущем сконцентрируем свои усилия только на работе с российскими туристами. И кто тогда будет принимать иностранцев на Алтае?

Бийский аэропорт даст другого клиента

Сегодня власти края бьются за то, чтобы из федерального бюджета были выделены деньги на реконструкцию бийского аэропорта. О том, как его запуск может подтолкнуть развитие туризма, рассказал Геннадий Колобов, директор сети турагентств «Авиафлот Тур»:

Геннадий Колобов,
директор сети турагентств «Авиафлот Тур»:

Запуск бийского аэропорта может дать краю качественно нового клиента. Одна из причин —удобство, клиент в наше время взыскательный. А сегодня трансферт от аэропорта до Горного Алтая занимает в лучшем случае четыре-пять часов. При этом сама дорога очень тяжелая. Плюс время перелета. Клиент, учитывая, сколько он заплатил, не очень понимает, почему он вынужден терпеть такие неудобства. А если это иностранец? Он еще несколько часов тратит на прохождение пограничного контроля. Таким образом, туристов с маленькими детьми из центральных областей России и тех, кто имеет не слишком крепкое здоровье, мы отсекаем сразу. Если бийский аэропорт будет запущен и в нем вся инфраструктура (гостиницы, объекты питания, зоны паспортного контроля) станет работать слаженно, то на Алтай полетит совсем другой турист.

Планируемые показатели (к 2014 году)

1. Доля сферы туризма в валовом региональном продукте — 2,6% (сегодня 1,7%).
2. Темп роста заполняемости отелей, баз, санаториев и других средств размещения составит 35%.
3. Темп роста численности занятых в сфере туризма составит 40%.
4. Алтайский край станет участвовать в семи выставках-ярмарках, в том числе международных (сегодня в пяти).
5. Число туркомпаний возрастет до 680 (сегодня 623).
6. Доля круглогодичных мест размещения в их общем количестве вырастет до 57% (сегодня 37%).
7. Появится пять новых туристических маршрутов (сегодня их нет).
8. Налоговые поступления от турбизнеса составят 163%.

Справка

Около 1 млн. туристов посетили Алтайский край в 2009 году, по данным администрации региона.

Смотрите также
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость