На сегодняшний день известно, что базой для "Федерального алтайского научного центра агробиотехнологий" станет местный НИИ сельского хозяйства. Документ о создании этой структуры был подписан 30 сентября. До конца текущего года в новый центр войдут "Алтайский НИИ животноводства и ветеринарии", "Всероссийский НИИ пантового оленеводства", "НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко", "Сибирский НИИ сыроделия", а также НИИ сельского хозяйства из Республики Алтай. Как сообщил 7 октября на совещании в Барнауле Михаил Котюков, руководитель "Федерального агентства научных организаций" (ФАНО), в ближайшие два с половиной месяца им предстоит провести большую работу. "Мы должны спокойно пройти организационный этап, вместе с университетами и администрацией края определим первые шаги и будем создавать центр, — рассказал руководитель ФАНО. — После этого все взвесим и далее будем искать ресурсы для реализации проекта. Я считаю, что в 2016 году мы должны пройти основной организационный период и уже в 2017 году разработать единую исследовательскую программу, определиться с партнерскими проектами и показать результаты".
Как заверил Алексей Гаркуша, директор "Алтайского НИИ сельского хозяйства", все подразделения будущего научного центра сохранят свою самостоятельность. Любопытно, что институтам, вошедшим в 2015 году в "Сибирский Федеральный научный центр агробиотехнологий", этого сделать не удалось. "Прежде чем выйти с предложением о создании “Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН”, мы много и кропотливо обсуждали идеологию, принципы и формы объединения с сегодняшними участниками центра, а это коллективы одиннадцати научных институтов. Нужно понимать, что вчера это были самостоятельные юридические лица. Руководители научных учреждений во имя результата пошли на осознанные “жертвы” своего личного статуса, возможности реализовывать собственную стратегию", — сообщил год назад журналу "Моя Сибирь" Александр Донченко, научный руководитель центра в Новосибирской области.
Уже известно, что управлять центром биотехнологий на Алтае будет назначенный директор. Его кандидатура в научном сообществе только обсуждается. В подчинении у него будет несколько заместителей по основным направлениям исследований. По словам Александра Майорова, директора "Сибирского научно-исследовательского института сыроделия", на первом этапе, скорее всего, это будут действующие руководители НИИ. В дальнейшем в этом плане возможны рокировки.
Также предполагается, что у центра будет свой ученый совет, совет молодых ученых и совет трудовых коллективов. Централизованно для всех будут организованы бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, отдел экономики, закупок и коммерциализации. Не исключено, что аналогичные подразделения в самих институтах могут быть упразднены.
Кроме того, обособленной структурой станет центр коллективного пользования. Представители научного сообщества полагают, что к его организации необходимо подойти очень взвешенно. "Этот центр будет представлять собой некую общую лабораторию, в которой будет сосредоточены научные приборы, — пояснил Александр Майоров. — В соответствии с рабочим планом пользоваться ими смогут сотрудники институтов. Предполагается, что центр коллективного пользования будет обеспечен самой современной аппаратурой. Но насколько это будет рационально объединено, в этом вопросе еще предстоит разбираться. Ведь какие-то приборы востребованы один раз в год, а какие-то каждый день. Другой вопрос связан с условиями пользования этими приборами. Известно, что к своему имуществу люди относятся бережнее, чем к чужому".
Совместные усилия
По словам Алексея Гаркуши, все институты направления своей работы сохранят, а создание общей программы исследований позволит им эффективнее взаимодействовать на междисциплинарном уровне. Это считается одной из основных задач объединения. "В первую очередь создание единого центра позволит скоординировать все научные направления, — пояснил ученый, — проводить исследования на новом уровне, в том числе междисциплинарном. Это повысит результативность наших разработок, а также поспособствует их масштабному использованию в сельском хозяйстве и Алтайского края, и Республики Алтай".
Правда, нельзя сказать, что такая деятельность совсем не велась в крае. Как сообщил Александр Косарев, директор "Алтайского НИИ животноводства и ветеринарии", в настоящий момент его институт проводит исследования сыропригодности молока от разных пород скота. Апробация каждого из видов сырья предстоит НИИ сыроделия. Были у ученых-сыроделов и ученых-аграриев свои проекты. Совместно они разрабатывали варианты соевого заменителя коровьего молока для отпаивания телят. А вместе со "Всероссийским институтом пантового оленеводства" специалисты из НИИ сыроделия разрабатывали рецептуры полезных сыров с добавлением экстрактов пантов.
При этом сами ученые отмечают, что взаимодействие между ними могло быть и плотнее. Дело в том, что в настоящий момент каждый из институтов работает по своей программе, под которую ежегодно выделяется федеральное финансирование. А междисциплинарные исследования, как правило, приходится проводить за счет внебюджетных средств, которые у местных ученых и так чрезвычайно ограничены. "Главная тонкость научной организации в том, что весь бюджет расписан по клеточкам, — сообщил Александр Майоров. — Все это планируется в начале года. Потом перенести средства с одной статьи на другую фактически невозможно. Получается, что проводить какие-то совместные исследования удобнее на хозрасчетные деньги. Но не все институты на это идут в силу определенных обстоятельств".
Плата за объединение
Надо сказать, что вопрос, касающийся финансовой стороны объединения аграрных институтов, стоит наиболее остро. По словам Алексея Гаркуши, до момента слияния необходимо решить проблему кредиторской задолженности некоторых НИИ и недостатка средств по ряду показателей, в первую очередь на обновление приборной базы. Ученый уверяет: в регионе есть необходимость создания отдельной лаборатории пчеловодства, селекции озимых, масличных культур, в частности сои. "Все, что касается рисков, должно быть в зоне нашего самого пристального внимания, ситуации нужно “профилактировать”. Все, что касается кредиторской задолженности — мы будем вместе с вами максимально внимательно в этих вопросах разбираться, и при необходимости вплоть до судебных процедур. Любая сумма должна быть подтверждена и проверена самым тщательным образом", — сказал Михаил Котюков. Относительно открытия в регионе новых лабораторий руководитель ФАНО попросил "реально смотреть на вещи", ведь найти ресурсы сразу на все довольно сложно. В этой связи г-н Котюков посоветовал проработать вопросы создания центров коллективного пользования и реализации совместных проектов с другими институтами страны.
Алтайское научное сообщество сейчас волнует еще одна немаловажная тема: за чей счет будет проходить процедура объединения. Как сообщили директора НИИ, часть затрат, например, на переоформление земельного, движимого и недвижимого имущества, будет компенсирована из бюджета. Кто оплатит все остальное, будет решаться по ходу. Не исключено, что это придется сделать самим институтам за свой счет.
Еще один вопрос, который интересует ученых, это дальнейшее финансирование центра биотехнологий. На что смогут рассчитывать его участники, пока точно неизвестно. Однако имеется информация о том, что на каждого сотрудника из федерального бюджета будет направляться 250 тыс. рублей в год. Будут ли эти деньги выделяться в дополнение к уже существующим ассигнованиям, пойдут ли они лишь на зарплату сотрудников или используют их еще на какие-то цели, например на покупку приборов и оборудования, никто точно сказать не может. Эта неопределенность не добавляет алтайским светилам науки оптимизма.
Цифра
531 человек будет составлять кадровый потенциал "Федерального алтайского научного центра агробиотехнологий", среди них 164 исследователя, 1 академик Российской академии наук, 21 доктор наук, 93 кандидата наук.Доля научных сотрудников в возрасте до 39 лет составит 31%.
А вам аграрная наука помогает?
Владимир Никифоров,
директор АКХ "Ануйское" (Петропавловский район):
Конечно, с нашими научными институтами мы консультируемся по вопросам кормления, содержания животных, по вопросам применения современных технологий в растениеводстве. Как говорится, век живи — век учись. Нынешнее объединение алтайских научно-исследовательских институтов я считаю правильным шагом. Надеюсь, что это позволит им работать результативнее и активнее идти в область практического применения своих открытий.
Александр Гуков,
руководитель фермерского хозяйства (Ключевский район):
Кто же ответит, что нет? Другой вопрос, что аграрная наука находится в упадке. У нас в Ключах когда-то была очень сильная опытная станция. Был большой арсенал техники, специалисты. Сейчас ничего толком не осталось. В настоящий момент востребованной культурой стала чечевица, мы хорошие деньги на ней зарабатываем. Так почему бы нашей науке не поработать в этом направлении, вывести местные сорта этой культуры. Еще одним перспективным направлением для исследований я считаю глубокую переработку зерна. В этом отношении у нас вообще никаких шагов не делается.
Сергей Бенслер,
генеральный директор сельхозпредприятия "Колос" (Локтевский район):
Да, иначе бы не работали с нашими институтами. Мы используем многие сорта сельхозкультур, разработанные Алтайским НИИ сельского хозяйства. Они имеют хороший потенциал. Сейчас наше хозяйство идет по пути увеличения эффективности использования каждого гектара при сохранении качества земли. В этом плане мы планируем сотрудничать с нашими учеными.
Цифра
Шесть научно-исследовательских институтов региона войдут в объединенный центр агробиотехнологий.
Самое важное - в нашем Telegram-канале