- Многие ваши коллеги говорят, что 2015 год для алтайской мясопереработки был еще сложнее, чем 2014-й, ссылаясь на снижение покупательской способности населения и повышение цен на сырье. Вы согласны с этой точкой зрения?
Насколько сложнее или нет был 2015 год в сравнении с 2014 годом, скорее всего это надо рассматривать локально, в рамках каждого мясоперерабатывающего предприятия. Я склоняюсь к тому, что уже не первый и не второй год мы живем скорее в новых рыночных условиях, чем в кризисе, как чаще нам удобнее говорить. Другой вопрос, готовы ли мы к этим условиям, к новой рыночной экономике?
- Как удалось вашему предприятия сработать в таких условиях?
- Если оценивать по финансово-экономическим показателям, то в 2015 год оказался лучше. Средняя заработная плата сотрудников выросла на нашем предприятии на 4 тыс. рублей. Это очень важный показатель для нас. Увеличили ассортиментную линейку на 24 номенклатурных позиции, учитывая пожелание наших потребителей. Продолжали заниматься модернизацией производства, воспользовавшись как и в 2014 году краевой программой поддержки развития малого и среднего бизнеса на приобретение оборудования. Самостоятельно вряд ли бы осилили за такой промежуток времени немалые затраты.
- В этих новых экономических условия, о которых вы сказали, снижаете ли вы издержки?
- Очень активно и интенсивно работаем в этом направлении. Еще в 2013 году включили все мыслимые и немыслимые меры снижения издержек. В то время мы глубоко задумались о новых рыночных экономических условиях. Мы просто начали считать и разумно управлять экономическим процессом, сейчас уже это делаем в режиме on-line каждый день. В такой ситуации есть возможность принимать более взвешенные управленческие решения.
- Каковы ваши объемы производства в настоящий момент? Увеличивать выпуск продукции планируете?
- Принцип нашего производства "вытягивающий", а не "выталкивающий", и есть еще высокий резерв производственных мощностей. Поэтому, конечно, трудимся над привлечением потребителей и удовлетворением их потребностей.
- Вы составляли его социальный портрет? Просто некоторые ваши коллеги говорят: чтобы выжить сейчас на рынке надо ориентироваться на людей, скажем так, со скромным достатком.
- Выпускаем продукцию от премиум-класса до эконом, для любой категории населения с разным кошельком. Бизнес-процесс у нас настроен на быструю реализацию, это значит, что мы не работаем на склад, сразу на полку в магазин. И производим только то, что сейчас востребовано покупателем. Конечно, приходится, и предугадывать и предлагать. Обратную связь, пожелания получаем от покупателя в наших фирменных магазинах, через дегустации, которые проводятся ежедневно в каждой торговой точке. Например, в прошлом году мы выпустили серию продукции из баранины, потому что покупатели обратили внимание на отсутствие качественных аналогов. Поначалу переживали, как эта новинка пойдет на рынке. Оказалось, что опасения были напрасны.
- Насколько я понимаю, также самый больной вопрос у мясопереработчиков связан с сырьем. Есть мнение, что приобрести мясо в нужном объеме и нужного качества в Алтайском крае достаточно проблематично. Что вы думаете по этому поводу?
- Действительно есть такой факт в Алтайском крае. Серьезный дефицит наблюдается на рынке говядины, при резкой динамики использования говядины в 2015 году. Если говорить о КРС в живом весе, то это еще сложнее. Такая же ситуация с овцами. При этом, надо сказать, что далеко не все поставщики, занимающиеся производством скота в живом весе и мяса на кости, готовы с нами сотрудничать, потому что у нас высокие требования к качественным характеристикам.
- На ваш взгляд, может ли ситуация с сырьем измениться в лучшую сторону?
- Может, но только через кооперацию мясопереработчиков с сельхозпроизводителями.
- В последнее время мясопереработчики региона активно развивают собственную розницу. Это вынужденный шаг?
- Нет, скорее следующий шаг в развитие бизнес-модели. Первый фирменный магазин "Крестьянское хозяйство Волкова" появился в Заринске в июне 2015 года. В настоящий момент его посещают более 600 человек в день. По утрам здесь собирается очередь, потому что именно в это время происходит подвоз свежей продукции. В настоящее время открываются такие фирменные магазины по франшизе в Барнауле.
Специальный вопрос
- На федеральном и краевом уровне постоянно говорится о том, что поддержка сельского хозяйства увеличивается. Нет ли у вас ощущения, что пищевая переработка остается без внимания государства?
- Без ощущений, по факту: непосредственно на мясопереработку никогда в России не выделялась поддержка. Это подтвердил на Всероссийском совещании мясопереработчиков, проходившим в прошлом году, Александр Мажурин, начальник отдела пищевой перерабатывающей промышленности Минсельхоза России. С 2013г пытаюсь привлечь в кооперацию фермеров, предлагая стабильный канал сбыта. Что чаще слышу: "Дайте денег, мы вам вырастим мясо". Люди готовы работать только при условии "дайте денег". А если им еще начинаешь о требованиях качества рассказывать, так они сразу отказываются.
Досье
Светлана Бурындина родилась в селе Бобровка Шипуновского района в семье сельских тружеников. Трудовая деятельность Светланы Григорьевна начиналась здесь же, в Бобровке – в колхозе "Победа". Далее был Комсомол, профсоюз работников АПК, Барнаульский колледж, где получила образование юриста. Последние двенадцать лет она трудится в пищевой перерабатывающей отрасли. Сначала это была переработка зерна, позже –мясоперерабатывающая отрасль. На "Заринский мясоперерабатывающий завод" Светлана Григорьевна пришла в мае 2013 года сразу на должность исполнительного директора.
Самое важное - в нашем Telegram-канале