История многих
— Моя история — история многих молодых девчонок, которые хотели чего-то добиться в жизни.
Я родилась в Асбесте Свердловской области и даже не знала, что есть на карте Барнаул. Думала, что всю жизнь проведу в родном городе, и всегда мечтала поступить в кулинарное училище, отучиться на товароведа: получить востребованную, актуальную специальность. Но после школы одноклассница позвала меня в Ленинград, учиться в техникуме медицинской техники и оптики.
В детстве я много раз задавала вопрос родителям: почему в слове "аптека" две ошибки, почему пишут "оптика"? А волей судьбы три года получала специальность оптика-техника.
Вернувшись в родной город, пошла работать по профессии. Всегда приветствую, если человек трудится по специальности. Сегодня люди, желающие работать на ресепшне или продавцом в оптике, имеют высшее непрофильное образование. Зачем они учились столько лет? Чтобы потом работать продавцом или кассиром?
В техникуме я познакомилась со своим мужем, уехала к нему на родину в Алма-Ату. В силу обстоятельств нам пришлось сменить место жительства, мы решили перебраться в Барнаул.
Возвращалась из поездок, вставала за прилавок
— В тот момент в России произошли перестроечные процессы и в страну начали поступать импортные товары и технологии. Тогда же в Барнауле стали открываться оптики и все "очкарики" получили возможность сделать красивые очки.
Удача улыбнулась нам, мы с мужем нашли работу по специальности в первой в Барнауле коммерческой оптике, которая открылась в кинотеатре "Мир". Он начал работать мастером, я — продавцом. Через какое-то время я стала директором и получила первый опыт управленческой работы. Я должна была ездить по стране и делать закупы, когда возвращалась из поездок, вставала за прилавок. Дела на предприятии шли хорошо, люди, которые никогда не носили хороших очков, начали скупать их, просто сметать с полок.
На тот момент я уже имела небольшой управленческий опыт и свое представление о "суперсалоне" оптики. Собственных средств у нас не было, поэтому мы искали инвесторов для реализации своей мечты. Однажды заказывать очки пришел известный в городе бизнесмен, ныне президент Федерации бильярдного спорта Алтайского края Герман Богушевский. Я узнала, где он работает, пришла к нему, серьезному мужчине в очках +5 диоптрий, и рассказала о своей идее открыть новую современную оптику. Деньги для него не были проблемой, и он согласился.
Так появилась оптика на Строителей, 9, которая уже отметила свой 20-й день рождения. Несколько лет я работала продавцом-директором, а муж — техником-оптиком. Мы хотели сами понять и прочувствовать этот бизнес. Со временем бизнес стал развиваться, увеличивались торговые площади, открылся кабинет врача-контактолога. Параллельно росла и наша семья, у нас родилась дочь. И до сих пор на Строителей, 9 успешно работает современный центр оптической коррекции зрения.
Со временем потребности наших клиентов росли, многие из них не хотели носить очки или контактные линзы. Мы стали искать выход, а выход был один: развивать хирургию в офтальмологии.
55 тысяч пациентов
— Открывать клинику без медицинского образования было очень сложно. Тогда я решила изучить опыт частных клиник, посмотреть, как работают подобные структуры в соседних регионах. Побывала в Красноярске, Омске, Новосибирске, где уже существовали частные клиники, изучила их опыт работы. В голове сложилась модель работы, оставалось заинтересовать инвестора и найти партнеров.
К концу 2005 года проект открытия клиники вышел на свою завершающую стадию: мы нашли и отремонтировали помещение, закупили современное офтальмологическое оборудование и собрали команду профессионалов-единомышленников. Покупали туда все самое лучшее и дорогое. В этом году клинике исполняется 10 лет, и до сих пор подобных нет ни в Алтайском крае, ни в соседних регионах. На работу мы пригласили хирургов новосибирского филиала межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" имени академика С. Н. Федорова. У нас до сих пор работают лучшие специалисты этого центра.
Большинство услуг клиники на тот момент были уникальны не только для Алтайского края, но и для всего Сибирского региона. Например, наши операции были первым опытом амбулаторной хирургии в крае и Западно-Сибирском регионе. Чтобы вы понимали, амбулаторная хирургия — когда пациент после операции сидит час на стуле, а потом идет домой. При катаракте вместо разреза 6 мм, который влек за собой длительную реабилитацию, мы стали делать разрез 2,8 мм, и человек быстро восстанавливался.
В период становления не все шло гладко, были трудности, были и победы: золотые медали "Лучшая услуга года", признание пациентов, но также и скептические взгляды офтальмологической общественности Алтайского края, которая, надо сказать, переживала не лучшие времена. Мы начали получать первые результаты и первых благодарных клиентов. Это стало основой бизнеса. Сколько бы денег предприятие ни вкладывало в рекламу, оно никогда не начнет развиваться, пока не будет результата. Сегодня качество нашей работы оценили более 55 тыс. пациентов, и это только те, кто впервые посетил клинику.
Главное для нас — чтобы клиенту было комфортно, чтобы он чувствовал себя безопасно. Мы вкладываем в это большие деньги. Мы с самого начала работали и продолжаем работать только одноразовым инструментом: ножи за 100–150 долларов у нас делают один срез и сразу утилизируются.
Следование стандартам
— Индустриальный рост и развитие города, увеличение интенсивности движения населения натолкнули на мысль об открытии второго салона оптики нового формата. Мы открыли его 2012 году в развивающемся районе города. Уже в первые месяцы оптика стала популярной, какой и остается на сегодня.
Следующим направлением развития группы компаний "Евростиль" выбрали косметологию. Несмотря на обилие салонов и предложений, на рынке не так много серьезных клиник, профессионально занимающихся медицинской косметологией. Открывая новую клинику, мы следовали стандартам, отработанным нами в предыдущих проектах, — это современное оборудование, квалифицированные кадры, новые и передовые технологии. Предприятие еще молодое, но мы уже видим интерес со стороны населения к услугам этой клиники.
Наша задача сегодня не только работать самим, но и вывести бизнес на цивилизованный уровень. Чтобы те, кто идет за красотой, с ней ушли. Когда мы столкнулись с рынком, поняли, что у нас есть масса так называемых "домушников" — людей, которые оказывают услуги в неприспособленных помещениях. Они привлекают низкой ценой, а потом люди прибегают к нам и просят исправить их ошибки.
Начиная с маленькой оптики я смогла стать руководителем серьезной компании. Все это благодаря упорству и поддержке, вере Германа Богушевского. Но и, конечно же, мой успех — это успех моей семьи. Мой муж наравне со мной участвует во всех проектах и начинаниях. Мы замечательная команда.
Ответы на вопросы
— Как уговорили инвестора на первый проект? И почему у вас до сих пор нет доли в бизнесе?
— Я попала в удачное время. Тогда были деньги, и все бизнесмены думали, куда бы их вложить, чтобы развиваться в будущем. К тому же оптика не требовала больших затрат.
Я была настолько благодарна Богушевскому, что мне доверили, дали работу, что даже не думала о доле в бизнесе. Считаю, что иметь долю — не всегда хорошо. Иметь любимую работу с хорошим доходом гораздо лучше.
— Где сейчас искать инвесторов для хороших идей?
— Сейчас многие могут стать инвесторами, но разглядеть в идее перспективный бизнес, который будет приносить пользу, могут немногие. Большинство хороших идей остаются нераскрытыми, потому что их не могут правильно презентовать инвесторам.
— Почувствовали ли вы на себе кризис?
— Люди начинают отказываться от операций, потому что для наших пациентов стоит вопрос не жизни и смерти, а всего лишь удобства. Человек может легко еще год походить в очках.
Что касается оптик, очки клиенты выбирают более дешевые и стараются их не менять, а ремонтировать.
— Почему при таком успехе клиники у вас до сих пор не появились конкуренты?
— Надо отметить, что мы говорим об успехе группы компаний "Евростиль", а не только клиники микрохирургии глаза. Видимо, такие масштабные проекты никому в голову не приходили или были экономически невыгодны.
— С какими трудностями сталкивается ваш бизнес?
— Можно долго перечислять все трудности, с которыми сталкивается наш бизнес, но в этом нет необходимости, потому что они есть у всех. Самое сложное для нас — кадры. Квалифицированные кадры приходится воспитывать самостоятельно, начиная с их учебы в университете, а на это нужно время.
— Где вы ищете клиентов и как продвигаете услуги?
— Здесь нет секрета. Самая лучшая реклама — это хорошие результаты и сарафанное радио. На начальном этапе хорошей рекламой был инвестор клиники Герман Богушевский. Ему сделали операцию, и после этого многие пришли к нам. И сейчас если я занимаюсь в фитнес-клубе, то в нем не остается ни одного "очкарика", все они уже прооперированы.
— Какие качества помогли вам прийти к успеху да еще и выглядеть счастливой и не уставшей от жизни при таком ритме?
— Я ценю честность и порядочность. Нужно знать то, чем вы занимаетесь и что вы хотите. Нужно хорошо относиться к своему персоналу. Я никогда никого не оставлю в сложной ситуации, буду по мере возможности помогать каждому — и это мое правило. Тогда успех будет всегда.
Факт
Центр оптической коррекции "Евростиль" образован в 1995 году.
Самое важное - в нашем Telegram-канале