Экономика

Дмитрий Мертес: "Энергетики применяют жесткий метод"

В настоящее время юридические лица — потребители "Барнаульской горэлектросети" получают уведомления, содержащие отказ от пролонгации договора энергоснабжения на очередной год и предложение заключить новый договор. Ситуацию комментирует заместитель гендиректора по правовым вопросам Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири.

Дмитрий Мертес,
заместитель гендиректора по правовым вопросам Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири:

В своем обращении к абонентам энергоснабжающая организация (ЭСО) довольно жестким методом осуществляет изменение действующих условий договора на условия, которые ей наиболее выгодны по отношению к существующей редакции договора. По моему мнению, применяемая энергетиками методика изменения существующих условий договора не сообразуется с действующим законодательством.

Понятие такого договора содержится в ГК РФ, который относит его к публичным договорам. Публичный договор — договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. В том числе и энергоснабжение.

Таким образом, публичный договор создает отношения, особо охраняемые нормами закона, не предусматривающие волю двух сторон на его заключение, как это обычно принято, например, в договорах поставки или подряда. Отказаться от договора энергоснабжения может только абонент, например, за ненадобностью или при переходе к другому поставщику.                    

ЭСО, напротив, должна исполнять договор энергоснабжения до тех пор, пока это будет необходимо абоненту. Кроме того, для приведения договора в соответствие с законодательством достаточно было бы направить потребителю дополнительное соглашение, минуя процедуру перезаключения договора.

В каких целях ЭСО использует именно такой метод? Дополнительное соглашение выглядит более прозрачным, чем замена договора в целом, и в нем будет проще разглядеть, например, третейскую оговорку (споры между сторонами решаются только в третейском суде, решение которого оспорено быть не может), которая не предусмотрена постановлением № 530, однако содержится в новом договоре. В случае принятия и подписания потребителем договора, содержащего третейскую оговорку, он лишается возможности обратиться за защитой нарушенного права в Арбитражный суд, а решение третейского суда является для него окончательным.

Как поступить абонентам в данной ситуации? При перезаключении договоров я вижу только плюсы для абонентов, которые недовольны существующими условиями договора. Это очень хороший шанс заключить новый договор с условиями, соответствующими закону, исключить кабальные условия, штрафы, дополнительные выплаты и т. д.

В своем обращении ЭСО ссылается на положения правил розничных рынков, утвержденные постановлением правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года, в связи с несоответствием которым договор не продляется на новый год. Однако такие доводы были бы логичными и обоснованными, в случае если бы арбитражный суд вынес решение о признании данного договора не соответствующим закону. Без такого решения вывод одной из сторон договора о несоответствии его условий законодательству ничем не обоснован.     

Я думаю, что под предлогом несоответствия действующего договора законодательству ЭСО пытается изменить его условия на более выгодные для себя.

Много раз в моей практике встречались такие ситуации, когда абонент узнавал о "подводных камнях" договора или дополнительного соглашения к нему уже после его подписания, при получении счета-фактуры, содержащей огромные суммы. Достаточно сложно объяснить людям, что цена электроэнергии для них выросла из-за того, что они подписывали дополнительные соглашения к договорам, не разобравшись в их условиях. Еще сложнее объяснить, что в такой ситуации абоненту невозможно изменить условия договора, поскольку он сам на них согласился.

Если же ЭСО сама направила уведомление о расторжении действующего договора — это лишь повод сделать новый договор более выгодным для абонента, не неся при этом рисков отключений, поскольку при таких обстоятельствах до заключения нового договора действует прежний.      

В данной ситуации я бы посоветовал абонентам хорошо разобраться в условиях предлагаемого договора и направить в ЭСО протокол разногласий, а еще лучше свою оферту договора. ЭСО обязана подписать оферту договора и передать ее на согласование абоненту. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость