Экономика

Единение с природой

Несколько лет назад при употреблении слова "зоомагазин" в сознании массового барнаульского потребителя возникал довольно неэстетичный образ. Тесное полуподвальное помещение с устойчивым присутствием специфических запахов, блеклым освещением, парой-тройкой "слабопрозрачных" аквариумов, тесных клеток для птиц и грызунов, да крайне низким ассортиментом товара. И ходили в такие неопрятные магазины, по большому счету, лишь заядлые "аквариумисты". Сегодня же, как утверждают сами игроки этого рынка, возрождению "зообизнеса" способствуют несколько моментов, важнейшими из которых являются два - улучшение материального положения населения и возобновившийся интерес к животному миру.

Зоологическая иерархия

В настоящий момент зообизнес в нашем городе, как и многие другие виды, условно делится на два "вида" - легальный и неофициальный. К последнему следует отности частников, торгующие своей живностью на Крытом рынке. Подавляющая часть этих "зоологов", естественно, не регистрируются как частные предприниматели. Нелегалы приходят на свою "приторгованную" точку лишь в выходные и праздничные дни с целью немного подзаработать на собственном увлечении. Хотя определенная доля этих зооторговцев уже имеет довольно серьезные домашние подсобные хозяйства для поддержания бизнеса.

В число цивилизованного бизнеса в этой сфере входят все официально существующие в городе зоомагазины. Знатоки рынка говорят сегодня о том, что и здесь можно смело выделить две подгруппы. В первую входят старые магазины из советского прошлого, внутренний облик которых описан в начале данного материала. Их владельцы либо не имеют средств на развитие, либо боятся рисковать их вкладывать. В силу узости ассортимента своего товара и оказываемых услуг владельцы таких магазинов довольствуются лишь ограниченной долей общего покупательского потока. Во вторую подгруппу сегодня входят недавно построенные зоомагазины, ориентирующиеся на запросы современного покупателя и, зачастую, поражающие количеством и качеством "живого" товара, а также сопутствующих аксессуаров. Эти торговые организации рассчитывая на массового покупателя, все чаще поглядывают в сторону состоятельного, "элитного" класса.

В Барнауле будут крокодилы

Менеджер по продажам зоомагазина "Фауна" Анна Егорова говорит о том, что ее в этот бизнес привели личное увлечение природой и выбранная профессия - ветеринар. В течение нескольких лет она организовывала работу ветеринарной клиники в Рубцовске, где жила ранее. "В какой-то момент стали обращаться наши постоянные клиенты с вопросами типа "А почему у вас в клинике ошейник нельзя купить или корм для животных?" Обдумав ситуацию, мы решили - почему не попробовать открыть при клинике небольшой зоомагазин? Так появился наш новый проект", - рассказывает Анна Егорова.

Спустя еще какое-то время она переехала в Барнаул и вскоре присмотрела возможность для расширения своего бизнеса. Зоомагазин "Фауна" еще того, "совкового" типа, находился на центральной улице Барнаула, да к тому же был хорошо известен постоянным покупателям. В итоге, после внесения немалых инвестиций в ремонт помещения магазина, "Фауна" обрела не только новый внешний вид, но и, по сути, вторую жизнь на зоорынке Барнаула. Сегодня фирма работает по довольно простой схеме: приобретает товар на оптовых базах, "накручивают" цену и продает. "Мы вложили приличные деньги в строительство этого магазина. Когда удастся их вернуть, пока неизвестно. Но проблемы с окупаемостью, думаю, будут", - сетует Анна Егорова. - Да, сегодня на нашем рынке происходит явное оживление. Как со стороны покупателей, и это не может нас не радовать, так и со стороны конкурентов, что, впрочем, нисколько нас не огорчает. Активизация рынка связана еще и с тем, что, в целом, в российский зообизнес все настойчивее входят иностранные компании, предлагающие широчайший ассортимент аксессуаров. Раньше таких "примочек" у нас просто не было. Соответственно, заядлые "аквариумисты" да и рядовые покупатели, наблюдая такие изменения, вновь вернулись к природе".

Сотрудники "Фауны" добавляют, что хороший ассортимент товара на прилавках в этом бизнесе - прямой путь к увеличению прибыли. В "Фауне" считают, что в их магазине должен быть удовлетворен интерес покупателя любого класса - от малообеспеченного до высшего. А потому здесь и рыбу предлагают от десятка рублей за штучку до нескольких "штучек" за единицу. Попугаи "открывают" свой ценовой диапазон сотней рублей, а закрывает ценовой разбег грациозный какаду Яна стоимостью 50 тысяч рублей. Птичку пока еще никто не купил, но руководство "Фауны" считает, что она и без того приносит прибыль - в качестве рекламного зазывалы.

Вообще, точно определить какой товар является более или менее ходовым достаточно сложно. Правильнее будет сказать, что на каждый товар - имеется свой покупатель. То есть увлеченный школьник купит хомячка за 50 рублей, а солидный бизнесмен - аквариумный комплекс в офис за очень приличную сумму. Отдельно следует рассматривать и стоимость кормов на разновес - на них спрос традиционно стабильный. А в последнее время, говорят в "Фануе", до нашего города докатилась столичная мода на экзотическую живность. Покупатели хотят приобрести под заказ ядовитых пауков и змей, игуан. Под Новый Год был заказ на мартышку, но за него в "Фауне" не взялись - слишком много проблем предстояло бы решить с санитарной службой. А вот крокодилы, возможно, скоро в магазине появятся.

Говорит Анна Егорова: "Несмотря на то, что сегодня на нашем рынке уже много игроков, это далеко не предел. В ближайшее время появится еще несколько таких же магазинов, как наш. Возможно, усилится и конкуренция, которая пока практически незаметна. Серьезным препятствием для вхождения на рынок, скорее всего, будет сложность этого бизнеса. И еще далеко не колоссальная доходность. Судите сами: зоомагазину, помимо немалых налогов, арендной платы, не стоит забывать и о специфичности товара, которым он торгует. Очень быстро проходят сроки годности товара, а живность имеет свойство гибнуть по естественным причинам - до 10% от общей привезенной партии. Немалые средства приходится тратить и на корма. Основной риск в нашем деле, пожалуй, связан с отключением электричества. Если напряжения в сети не будет, то отключится искусственная вентиляция наших аквариумов, что приведет к гибели находящейся в них рыбы. К тому же наш бизнес тесно связан с проблемой сезонности. У нас она двухплановая и выглядит так. Во-первых, по временам года: летом наблюдается практически полное затишье на покупательском фронте, поскольку люди и так общаются с природой. Оживление нарастает к осени, когда, по-видимому, у человека появляется тоска по общению с животным миром, и так до апреля-мая, пока не начнется спад. Во-вторых, по дням недели: в выходные народ у нас".

Тонны воды за стеклом

Директор компании "Аквамир" Михаил Васильев также уверен, что у зообизнеса в Барнауле сегодня "открывается второе дыхание". "Сам по себе этот вид предпринимательской деятельности заглох, когда началась перестройка. Тогда многие кинулись в другие сферы деятельности, как тогда казалось, за более легкими деньгами, а про зообизнес забыли, - говорит он. - Сегодня, когда у народа появились деньги на свои развлечения и на отдых для души, перед зообизнесом открываются немалые перспективы. Аквариумы сегодня покупают люди из всех социальных слоев, с различным уровнем дохода. В моду также активно входят офисные аквариумы. Их часто заказывают для частных клиник, по-видимому, для гармонизации душевного состояния приходящих туда пациентов, а также для салонов красоты, наверное, преследуя эстетические цели".

Бизнес Михаила Васильева, как уже традиционно бывает в таких случаях, вырос из хобби. Когда-то он занимался разведением рыб в домашних условиях, позже - продавая их на рынке. Затем решил попробовать открыть небольшой магазинчик. Вскоре появились постоянные клиенты, которым требовались комплексные услуги - от изготовления аквариума до его периодического обслуживания. Поэтому Михаил Васильев решил развивать свое дело по "ходовым" направлениям. Так появились мастерская по выпуску аквариумов, подразделение по производству аквариумных декораций, а также собственная рыборазводня. Последним подразделением "Аквамир" по праву может гордиться: она - крупнейшая на территории России за Уралом. Рыборазводня представляет собой подвальное помещение, в котором находятся несколько огромных аквариумов общей вместительностью 50 тонн воды. Также имеется сложная система вентиляции, фильтрации и освещения. В рыборазводне сегодня имеется около 300 видов аквариумных рыб. Их "Аквамир" использует не только для собственных торговых нужд, но и реализует оптом другим зоомагазинам из Новосибирска, Новокузнецка и Республики Алтай.

"Могу отметить, что этот рынок постепенно становится все более цивилизованным, - говорит Михаил Васильев. - К тому же продавцы зоотоваров для увеличения покупательского спроса пытаются сформировать эстетически привлекательный образ своей продукции. Для чего в изящно-художественном стиле оформляют свои магазины, используют некоторые секреты игры со светом в аквариумах. Кстати последнее направление, изготовление элитных аквариумов, тоже набирает обороты. Так, например, наша фирма устанавливала в частные дома состоятельных барнаульцев аквариумы вместительностью до двух тонн воды".

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, директор "Аквамира" выдвигает предположения, что в наступившем году в краевом центре откроется еще три-четыре магазина новой "зоологической" формации, рассчитанной на нынешнего покупателя: "И это будет еще не предел. Перенасыщения рынка игроками пока нет, хотя конкуренция, и в первую очередь, ценовая - уже чувствуется".

Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость