Привлечение к субсидиарной ответственности директоров, учредителей и других контролирующих лиц (в рамках дел о банкротстве), в соответствии с которыми они как физлица должны погасить долги юрлица, уже не новость.
Андрей Безруков,
руководитель юридической фирмы "АБ":
Одно из самых громких и крупных дел было рассмотрено в 2012 году, когда суд привлек к ответственности Николая Максимова (бывший совладелец металлургической компании “Макси-Групп”. — Прим. “СК”) на 6,4 млрд рублей по долгам общества, притом что сам Максимов не был ни директором, ни учредителем.
Однако экс-руководителям компаний, работающим по договорам управления многоквартирными домами, лично отвечать за долги УК после ее банкротства приходилось не часто — практика начала нарабатываться только в последние один-два года.
К примеру, в 2014 году к субсидиарной ответственности привлечен экс-директор МУП "Южком" Николай Калмыков — своими действиями он нанес вред интересам кредиторов, пришел к выводу суд. В частности, "Южком" перевел долг перед "Барнаулэнерго" на другую фирму, но в бухучете операция не была отражена и долг так и остался за МУПом. По этой и другим причинам Калмыков как физлицо должен был вернуть "Южкому" более 15 млн рублей.
А на март 2015 года в арбитражном суде намечено рассмотрение дел о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего директора УК "ЖКХ" из Белокурихи (с него хотят взыскать 28 млн рублей) и двух экс-руководителей барнаульских компаний "Взаимопомощь-Регион" (30 млн) и УЖК "Весенний" (1,7 млн).
"Чтобы привлечь директора к субсидиарной ответственности, необходим ряд условий, перечислим только некоторые из них: компания должна быть признана банкротом и должно быть установлено, что у нее недостаточно средств для расчетов с кредиторами; компания признана банкротом именно вследствие действий (бездействий) контролирующих лиц", — поясняет Безруков.
По факту не каждый руководитель или учредитель будет привлечен к ответственности по долгам юрлица. "Если директор докажет, что действовал добросовестно и разумно в интересах общества, он избежит субсидиарной ответственности. Конечно, это достаточно расплывчатые формулировки, однако уже есть наработанный массив практики (хоть и небольшой), из которой можно вывести более точные критерии привлечения к ответственности", — продолжает юрист.
Владимир Виноградов, когда-то возглавлявший УК "Взаимопомощь-Регион", уверен, что сможет доказать, что действовал в интересах общества. Кроме того, кредитор "Кузбассэнерго", подавший заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности, пропустил сроки исковой давности, пояснил он.
Добросовестным руководителям не стоит опасаться, что они будут привлечены к субсидиарной ответственности, считает Безруков. Но перспективы лично ответить за долги УК помогут оздоровить бизнес. "В российском бизнесе за норму принято обмануть контрагента и не рассчитаться с ним. И такому “обманщику” все сходит с рук: механизм привлечения к уголовной ответственности работает плохо, а получить деньги с ООО становится невозможным из-за отсутствия реальных гарантий для кредиторов", — говорит юрист.
Как будет исполняться решение о взыскании с физлиц миллионов рублей? В случае с "Южкомом" право требования долга с экс-директора конкурсный управляющий выставил на торги, на которых его приобрела фирма "Актив" за 601 тыс. рублей, которая теперь и занимается взысканием. По данным базы судебных приставов, долг еще не погашен.
Впрочем, если денег и имущества у бывшего директора нет, то с него, конечно, не взыщут ничего, производство по исполнительным листам в этом случае может быть прекращено. Но это не должно успокаивать директоров и учредителей. "По заявлению взыскателя исполнительное производство должно быть возобновлено", — говорит Безруков.
Самое важное - в нашем Telegram-канале