Экономика

"Вы тратите наше время". Эксперты Сколково раскритиковали алтайские стартапы

16 марта в рамках стартап-тура Сколково в Барнауле состоялась менторская сессия, на которой любой желающий мог в течение трех минут представить свой проект и получить обратную связь от экспертов. Такой возможностью воспользовались более 10 стартаперов. Критики не избежал ни один из них. Кому-то "без купюр" указывали на ошибки, а кого-то без единого вопроса отправляли на место с репликой "вы тратите наше время". 

Участники и зрители менторской сессии стартап-тура Сколково.
Участники и зрители менторской сессии стартап-тура Сколково.
пресс-служба Сколково.

Свои проекты презентовали Алексей Попов (производство органического вина из меда), Евгений Агеенко (использование нейронных сетей для поиска на сайтах объявлений), Алексей Ирков (планетарии с виртуальной реальностью), Антон Дуда (диодные рекламные щиты на окнах автобусов), Владимир Некрасов (новый подход к анализу крови) и другие.

Экспертами сессии выступили:

  • Олег Баранник, директор по маркетингу системы управления инновациями StartBase (модератор сессии),
  • Георгий Башилов, координатор экспертно-аналитических сессий Российской венчурной компании (РВК),
  • Игорь Ковалев, президент DI Group,
  • Владислав Туртиков, менеджер проектов кластера ядерных технологий Сколково.

Из этических соображений в большинстве случаев мы не будем указывать, что эксперты говорили авторам конкретных проектов, а просто расскажем, какие замечания у них были.

"Вы ходите с одним и тем же докладом"

Один из проектов участвовал в стартап-туре Сколково не в первый раз, но снова не произвел впечатление на экспертов.

Олег Баранник,
модератор:

Пока вы используете следующий метод — вы выходите и даете то же выступление, как это было и до того, полагая, что, может быть, на пятый раз вас услышат и поймут. Мне бы не хотелось, чтобы ваша действительно глубокая сложная современная разработка попала в ситуацию, когда проект из мероприятия в мероприятие выходит несколько лет, пытаясь взять жюри измором. Это точно не ваш случай.

Олег Баранник, директор по маркетингу системы управления инновациями StartBase.
пресс-служба Сколково.

"Вы отвечаете на вопрос, который вам не задавали"

Некоторые участники тратили все три минуты выступления, на предисловие, так и не доходя до сути своего проекта. Олегу Бараннику даже пришлось изложить идею одного из проектов самому. Он знал, о чем проект, потому что работал с ним накануне, 15 марта, на мероприятии РВК.

Многие авторы проектов отвечали совсем не на те вопросы, которые им задавали. Но экспертов такие ответы не удовлетворяли совсем. Они просили ответить снова, но многие выступающие повторяли ту же ошибку опять и опять. В некоторых случаях эксперты отчаивались добиться необходимой информации и прекращали общение.

Олег Баранник,
модератор:

Переходим к следующему проекту, не хотите вы меняться. Зачем задавать вопросы? Он видит этот мир так, как его видит. Ни влево, ни вправо не сдвинется. Я как мог, так потратил время свое и экспертов.

"Ваши слайды нельзя понять"

Одному из участников сделали замечание в связи с тем, что он представлял экологически чистый продукт, но на слайдах его держал человек в защитном костюме. У экспертов это вызвало недоумение. Другие участники (в основном из научной среды) вставляли в презентацию таблицы с сотней цифр, разобрать которые за отведенное время было просто невозможно. Им советовали сократить количество показателей в слайде а те, что критически важны, выделить крупным шрифтом и цветом.

"Продукт нужно приносить с собой"

Это замечание сделали Алексею Попову, который разрабатывает вино из алтайского меда. Все эксперты очень заинтересовались его продуктом и хотели его попробовать, но он не принес образец на менторскую сессию.

Евгений Агеенко.
пресс-служба Сколково.

"Вы плохо знаете рынок"

Эксперты задавали вопросы о рынке многим авторам проектов, и только некоторые из них по-настоящему хорошо в нем ориентировались. Другие же не знали о многих важных разработках в своей отрасли. Некоторым проектам сказали, что они работают на умирающих рынках.  

Эксперты призывали авторов проектов мыслить шире, смотреть на мировые тренды и делать продукт, который можно было бы использовать в любой точке земного шара, а не только в Барнауле. 

"Вы пришли с рекламой"

Некоторые авторы проектов пришли на мероприятие, заведомо зная, что их компании не из числа инновационных. Они хотели прорекламировать свой продукт. Одному из таких спикеров не задали ни одного вопроса. Но когда появился второй такой же "стартапер", эксперты объяснили ему, что он пришел не по адресу.

Олег Баранник,
модератор:

Я не хочу обидеть никого из присутствующих и вас лично. Но вот здесь сидят эксперты, время которых страшно дорого. И вот, простите меня, пожалуйста, выслушивать рекламу туристического продукта... Это некорректно с вашей стороны.

Алексей Попов.
пресс-служба Сколково.

"Ваш проект невозможно окупить"

Были проекты, которые находили уязвимые места в каких-либо системах и придумывали решение для их устранения, но было совершенно не понятно, как на этом можно заработать. Авторы проектов не понимали этого сами, а эксперты, зная рынок, констатировали: зарабатывать на данной идее невозможно.

После менторской сессии корреспондент altapress.ru попросил Олега Баранника дать оценку тому, как прошло это мероприятие в Барнауле и как наш город выглядит на фоне других.

Олег Баранник,
директор по маркетингу системы управления инновациями StartBase:

В других городах все происходит точно так же. Я не считаю, что случившееся здесь, это что-то жесткое. Мы выполнили ту миссию, ради которой сюда приехали. Мы помогаем людям искать ответы на то, как нужно развивать их проект, задавая, как нам кажется, правильные вопросы. Лучше пусть их слегка треснем по лбу мы, чем их треснет жизнь или те люди, которые придут от инвесторов со словами: "Вот мы вам дали деньги, вам говорили, вот этого не делать, но вы сделали, потеряли все, что можно потерять. Давай, с какой твоей почки начнем". Поэтому лучше, если это буду я. Я понимаю, что это не всем нравится. Я сам очень не люблю, когда про мои проекты говорят так. У каких-то из представленных сегодня проектов, безусловно, есть будущее. Если вы хотите продвинуть вперед что-то инновационное, то вы должны решить две во многом взаимоисключающие задачи. Первая – вы должны сжать зубы и, несмотря ни на какие тычки в вашу сторону, двигаться в строго заданном направлении. С другой стороны, вы должны быть очень чуткими к обратной связи. Нужно различать клиента и эксперта. С экспертом можно дискутировать. С клиентом так разговаривать нельзя.  

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость