Экономика

Энергосбытовым компаниям урезают сверхприбыли

Революцией назвал глава Минэнерго Сергей Шматко подписанное премьер-министром 4 ноября постановление № 877 и другие готовящиеся документы, призванные отрегулировать отношения бизнеса и энергетиков. Теперь из договоров энергоснабжения должны быть исключены положения о санкциях за перебор и недобор электроэнергии, а при расчете цены отменяется дифференциация по числу часов использования заявленной мощности. И хотя документ распространяется лишь на малый бизнес, в "ОПОРе России" считают его большой победой. И все же многие опрошенные обозревателем "Вашего дела" эксперты восприняли новшества осторожно: меры эти, конечно, назревшие, но в России всегда было плохо с правоприменением.

Недвижимость.
Недвижимость.
Михаил Хаустов

Штраф за экономию

Подобный документ в деловом сообществе ждали давно. "Лет восемь-девять назад, когда я был директором "Михайловского мясокомбината", энергетики выставили штраф в размере еще одного годового платежа за отклонение от договорного объема потребления", — говорит фермер Андрей Кожанов. В самом деле, прогноз объемов своего потребления абонент обязан был вписать в договор энергоснабжения заранее, не зная ни будущих погодных условий, ни размера заказов на год вперед. К недобору могли привести и аварии на электросетях, принадлежавших в ряде случаев самим энергетикам или вообще никому (бесхозяйных).

И в случае если потребление по факту было больше или меньше договорного (на 2% и более), а абонент не предупредил об этом за месяц, перебор первоначально оплачивали по десятикратному тарифу, недобор — по половинному. "Плата за недобор — это не просто нерыночная мера, это грабеж", — полагает Павел Тулин, гендиректор компании "Старые традиции". "Люди сэкономили электроэнергию, потребили меньше, это надо поощрять, а им выставляли штрафы, это дурь", — считает Сергей Маслов, председатель совета директоров компании "Грана".

Сегодня трудно оценить, сколько человекочасов было затрачено Алтайским союзом предпринимателей, краевой МВК  и комитетом по энергетике АлтТПП на попытки "урезать аппетиты" энергетиков. Так или иначе со временем острота этой проблемы начала спадать. Энергетики уменьшили санкции за перебор с десятикратных до двукратных, за недобор в отдельных случаях с 50% до 25%, абоненты части энергокомпаний вообще перестали платить штрафы за отклонения. "Мы давно не переплачиваем ни за перебор, ни за недобор", — объясняет г-н Маслов. "Я дважды обращался в суд, выиграл, и мы исключили эти пункты из договора", — говорит Геннадий Киреев, директор предприятия "Агроресурс" из Егорьевского района.

Как бы то ни было, все опрошенные "ВД" эксперты оценили решение об исключении санкций за отклонения из договоров весьма положительно. "До принятия постановления четкой формулировки в законодательстве в отношении потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВа не существовало, в связи с чем колебалась позиция судов при квалификации данных отношений", — говорит, в частности, Дмитрий  Мертес, директор по правовым вопросам Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири.

Карающая рука

Положительно респонденты "ВД" восприняли и другой ключевой пункт постановления, отменяющий дифференциацию цен по числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИ) для малого бизнеса.

Изначально введение ЧЧИ объясняли необходимостью стимулировать потребителей рационально использовать оборудование. Однако, как считает юрист "Бийской консалтинговой группы" Алла Сысоева, в этом плане введение ЧЧИ не дало ничего, зато предоставило большие возможности энергетикам зарабатывать сверхприбыли.

Как предполагает г-жа Сысоева, при утверждении сбытовой надбавки энергетики подавали регулятору расчеты исходя из того, что значительная часть потребителей будет использовать электричество на самом высоком диапазоне ЧЧИ, оплачивая потребление по самым низким ценам. Фактически же большинству абонентов они старались навязать диапазон ЧЧИ 4,5 тыс. и ниже, при котором цена самая высокая.

Разница между верхним и нижним диапазонами ЧЧИ, к примеру, у "Алтайэнергосбыта" составляет около 30 копеек. И манипуляции с показателем могут привести к годовой переплате малого предприятия от нескольких тысяч до нескольких сот тысяч рублей (и, соответственно, получению энергетиками неучтенных регулятором доходов). "А доказать в суде, что потребителя следует отнести к диапазону выше 7 тыс., было крайне сложно", — говорит Алла Сысоева. "Те смельчаки, которые пытались это сделать до суда, сразу чувствовали на себе карающую руку энергетиков: начинались проверки, ужесточение требований", — полагает Павел Тулин.

О том, что энергосбытовые компании на этой и других манипуляциях получали сверхприбыли, заявила и глава Мин­экономразвития Эльвира Набиуллина. По оценкам МЭР, необоснованные дополнительные доходы энергосбытов обошлись российским потребителям в 2010 году в сумму около 100 млрд. рублей, в 2011-м — около 160 млрд. рублей. Министр считает, что платежи малого бизнеса за электро­энергию после принятия постановления снизятся на 6–7%.

В то же время член правления АСП Юрий Ряполов подчеркивает еще один важный аспект отмены ЧЧИ: "Руководитель малого бизнеса не в состоянии разобраться в том, что это такое, он не может себе позволить держать в штате юриста, разбирающегося в вопросах энергетики, упрощение платежей существенно облегчит им работу".

Отрегулируют все

Энергокомпании, в которые "ВД" обратилось с просьбой прокомментировать последствия принятия постановления № 877, взяли паузу на ответ. В "Алтайкрайэнерго" лишь сообщили, что проекты новых договоров уже готовят.

В то же время вопрос, как будут на практике реализованы новшества, пока вызывает осторожные сомнения. "Я не исключаю, что после выборов в правительстве сделают обратный ход", — предполагает Алла Сысоева.  "Сбытовики теряют серьезные деньги, поэтому борьба еще не закончилась", — говорит Павел Тулин. Более оптимистичен Дмитрий Мертес: "После вступления постановления в силу энергоснабжающие организации будут продолжать попытки сбора денег с потребителей, изменяя при этом формулировку данного условия в договоре на неустойку, но вряд ли суды их поддержат", — полагает он.

При этом отмену санкций за отклонения и ЧЧИ для малого бизнеса многие назвали только первым шагом. "Есть еще и нормы потерь в электросетях, которые устанавливаются императивно, — плюс к цене 4–6%, хотя замеры, как правило, показывают, что потери не превышают 1%, и другие приемы, за счет которых платеж за электроэнергию увеличивается в итоге на 20–30%", — продолжает г-н Тулин.

По сообщениям СМИ, Владимир Путин дал поручение к 20 марта 2012 года подготовить проект основных направлений функционирования розничного рынка энергии. Предполагается, что в новом документе будут отрегулированы права потребителей, заложены возможности стимулирования их к энергоэффективности и упрощен переход от одной энергосбытовой компании к другой.

В чем суть изменений

Под действие постановления правительства № 877 от 4 ноября 2011 года подпадают потребители, имеющие присоединенную мощность до 750 кВа, то есть, как правило, аграрный бизнес, торговля, небольшие производственные предприятия, сфера услуг.

С 1 декабря 2011 года запрещено включать в договоры энергоснабжения положения о необходимости компенсации оплаты отклонений от договорных объемов потребления (кроме тех потребителей, которые выбрали для расчетов пятую и шестую ценовые категории, то есть осуществляют почасовое планирование и учет).

С 1 апреля 2012 года отменяется дифференциация по числу часов использования заявленной мощности.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость