При общем пессимизме россияне умудряются найти хорошее даже в самых нерадостных вещах.
Например, очевидно, что Россия уже вступила в экономический кризис. Официально можно этого не признавать, но все мы стали беднее: цены в магазинах растут, реальная заработная плата падает, сбережения обесцениваются. Тем не менее не от одного человека приходилось слышать, что "ничего, переживем, зато это шанс для нас: экономика обновится, проведем модернизацию и заодно импортозамещение".
Отчасти это действительно так. В теории девальвация снижает покупательскую способность населения, но позволяет бизнесу сократить реальные заработные платы (рост которых в последние годы опережал увеличение производительности труда) и избежать значительного падения производства. К тому же слабый рубль дает больше заработать экспортерам. А те, кто работает с местным рынком, становятся более конкурентоспособными по сравнению с производителями резко подорожавших импортных товаров.
Все это в теории, а на практике для тех, кто надеется на быстрое импортозамещение, есть несколько плохих новостей.
Во-первых, та же самая девальвация увеличивает огромный валютный долг крупных российских компаний. Их возможный крах приведет к сокращению производства и росту безработицы по всей России.
Во-вторых, никакое импортозамещение невозможно без инвестиций. А с ними сейчас будет сложно: капитал продолжает уходить из России, излишков от прежде дорогой нефти уже нет, а банки не готовы давать кредиты предприятиям дешевле ключевой ставки ЦБ. Которая, напомню, сейчас составляет 17%. С таким процентом окупаемость любого инвестпроекта растягивается на долгие годы и теряет всякий смысл.
В-третьих, в такой ситуации должен процветать именно малый и средний бизнес. Но так будет где-нибудь в Канаде, в которой местная валюта тоже пострадала от дешевеющей нефти. У нас же небольшой частный бизнес по-прежнему слаб и не видит стимулов для развития. Разговоры о диалоге бизнеса и власти пока остаются разговорами. А без этого сложно толкнуть бизнес на инвестиции и уверенность в завтрашнем дне.
И вот здесь мне вспоминается один знакомый иностранец из очень дальнего зарубежья, который несколько лет назад женился на россиянке. Год назад он впервые приехал в Россию и был в восторге от возможностей, которые здесь открываются для бизнеса. "Понимаешь, у нас уже все поделено, — говорил он. — А тут такой простор: можно начать практически любой бизнес, и не будет конкуренции. Тем более у меня жена русская — она будет вести дела, ее здесь не обманут".
За год жизни в России мой знакомый так и не завел здесь бизнес, но научился без акцента произносить русское слово, созвучное с пушным зверьком. А еще теперь он знает российские слова "коррупция", "взятки", "нестабильность". "Бизнес? В России? Да никогда. Тут ничего нельзя планировать: сегодня у вас одно, завтра другое. Вчера кредиты были под 12%, сегодня уже под 24%", — недоумевал мой знакомый на минувших новогодних каникулах.
Кстати, в отличие от местного бизнеса, мой знакомый действительно выиграл от девальвации — валюта в его родной стране тоже существенно выросла по отношению к рублю. Поэтому со своими прежними заграничными источниками доходов в России он чувствует себя в два раза богаче, чем раньше. Но на будущее российской экономики он теперь смотрит гораздо мрачнее, чем россияне, которые надеются на шанс для экономики.
Самое важное - в нашем Telegram-канале