Экономика

Новосибирский фермер два года не может выбить деньги с района Алтайского края

Фермер из Новосибирской области больше двух лет не может добиться от администрации Крутихинского района исполнения решения суда, по которому та должна вернуть ему деньги. Он приобрел у нее два участка с прудами на аукционе, заключил договор купли-продажи и начал разводить рыбу. Но договор признали ничтожным. Водоемы он вернул, а заплаченные за них деньги район не отдает. Власти от долга не отказываются, но вернуть его обещают в порядке очереди. А она, похоже, длинная.

Водоем.  Озеро.
Водоем. Озеро.
СС0

Выловить рыбу не дали

Много лет пруды на речках Разбойная и Суетка (левых притоках Оби) были бесхозными, пока наконец администрация Крутихинского района не добилась в суде признания за собой права собственности. В 2014 году она выставила их на аукцион: один лот с первоначальной ценой 120 тыс. рублей, второй — 150 тыс.

Собственно, официально лоты именовались "гидротехнические сооружения с участками". По факту же это и были пруды с прилегающей землей.

Места в тех краях для рыбалки отменные. И Георгий Бордюг из Новосибирской области, который хотел заниматься разведением рыбы и зарегистрировал фермерское хозяйство, стал победителем. Гидротехнические сооружения с участками он купил за 126 и 217 тыс. рублей.

Заключил с администрацией договор купли-продажи, зарегистрировал право собственности. Получил в НИИ рыбоводно-биологическое обоснование на занятие аквакультурой. Расчистил пруд и берега, запустил рыбу и начал ее кормить.

Наталья Сукалина,
представитель Георгия Бордюга:

Чтобы заниматься делом, он продал мамин дом. Но ему даже выловить рыбу не дали.

Счета давно арестованы

Оказалось, местные власти вообще не имели права выставлять объекты на торги. Ведь на проданных участках расположены пруды. А эти пруды — часть речек, заявили в прокуратуре. Реки же у нас не могут быть в собственности граждан и юрлиц — это федеральное имущество.

Правда, на то, что такие объекты власти выставили на аукцион, прокуратура внимания не обратила. А после того, как он прошел, пошла в суд, где договор купли-продажи признали ничтожным и расторгли.

Покупку Георгий Бордюг вернул туда, где "взял" — в администрацию. То есть никакой деятельности на водоемах он больше не ведет, хотя и уверен, что рыба в прудах его. А вот деньги, заплаченные им за лоты, вернуть не может больше двух лет. С учетом процентов за пользование чужими деньгами это более 400 тыс. рублей, не считая затрат на зарыбление, чистку прудов и прочего, говорит Наталья Стукалина,

Глава местной администрации объясняет ситуацию: кредиторская задолженность у района, к сожалению, высокая, при этом счета администрации арестованы... с 2011 года.

Сергей Дятлов,
глава администрации Крутихинского района:

Мы не отказываемся от оплаты, долг признан судом, есть исполнительный лист. В порядке очередности деньги будут выплачены — после того, как выплатим по предыдущим исполнительным листам. Очередность определена статьей 855 Гражданского кодекса. Если я дам команду оплатить этот исполнительный лист в первоочередном порядке, прокуратура усмотрит нарушение.

Как же живет администрация в арестованными счетами? "Живем. И будем жить, мы на своей земле", — все же оптимистичен Сергей Дятлов.

Где деньги?

Неисполнение судебных решений властями районов и городов — проблема вовсе не только Крутихинского района. В материалах арбитражного суда есть сведения, что приостановлены операции по определенным счетам Михайловской, Родинской, Косихинской, Хабарской районных администраций, — это только то, о чем есть однозначная информация.

Алтайский край вошел в ТОП-5 регионов по количеству безответственных должников

Но фермера это, понятно, ничуть не утешает: он-то деньги заплатил честно и не его вина, что договор купли-продажи признали ничтожным. Как положено, он жалуется в прокуратуру, обивает пороги службы судебных приставов. Прокуратура его жалобу "ставит на контроль", приставы отвечают отписками: "Постановления судебного пристава управлением федерального казначейства не исполняются".

Наталья Стукалина рассказывает: районная администрация привела в соответствие законам документы на участки — она по-другому их замежевала. Теперь это прилегающие участки с гидротехническими сооружениями, пруды же можно брать в пользование для разведения аквакультуры. И в 2016 году она вновь выставила два лота на аукцион.

Бордюг обратился в район — так дайте же мне этим заняться. В администрации ему пояснили: надо снова заплатить. Но в аукционе он участвовать все же не стал: "Если проиграю, кто вернет задаток"? Заявок, впрочем, не подал никто.

Наталья Стукалина
представитель Георгия Бордюга:

Мы вообще не понимаем, чей счет был указан в документах аукциона, на который были перечислены деньги. По нашим сведениям, полученным у приставов, у комитета по финансам такого счета нет. Но этот счет был указан как в первом аукционе в 2014 году, так и во втором — в 2016-м. Куда поступают деньги предпринимателей?

Сергей Дятлов, которому мы задали вопрос, чей же это счет, ответил: "Суд же все определил, куда что зачислять". Других пояснений он не дал.

Иллюзорное право

Добиться от администрации этого и других районов края исполнения судебных решений не может не только, что называется, маленький человек, который просто хотел вести свой небольшой бизнес, но и весьма солидные структуры с целым штатом юристов.

В котельных Каменского района ввели режим чрезвычайной ситуации из-за нехватки угля

К примеру, компания "Кузбассразрезуголь" прошла вроде бы все суды, доказала, что долг есть. Уголь давно сожжен, а компания все еще судится. В 2015 году она даже высудила у Крутихинского, Волчихинского и Мамонтовского районов компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решение суда, по которому администрация Крутихинского района должна была заплатить за уголь, не исполнялось 35 месяцев.

Судья, вынося определение, много раз ссылался на постановления Европейского суда по правам человека.

Из постановления Европейского Суда
по правам человека по делу "Рябых против России":

Если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, право на суд становится иллюзорным.

Теперь администрация Крутихинского района должна будет заплатить еще и 225 тыс. рублей.

Георгий Бордюг тоже намерен обратиться в арбитраж и уже направил иск к администрации Крутихинского района о взыскании затрат на рыбопосадочный материал и упущенной выгоды. А мог бы уже давно вести свой небольшой бизнес и приносить пользу району.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость