Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Гендиректор «Аникса» Юрий Никитин рассказал, в чем смысл его работы

В ИД «Алтапресс» 11 апреля состоялась третья встреча молодых предпринимателей с лидерами ежегодного рейтинга «Менеджер года-2012» газеты «Ваше дело». На этот раз в центре внимания был гендиректор «Торгового двора «Аникс» Юрий Никитин. Беседа получилась совсем не похожей на две предыдущие, в которых участвовали руководитель компании «Мария-Ра» Александр Ракшин и председатель правления агропромышленного холдинга «Алтайские закрома» Александр Терновой. Юрий Никитин дал понять, что он — предприниматель регионального уровня, без особых претензий на взрывной рост бизнеса и завоевания рынка. При этом он проявил себя как человек, который любит и умеет мыслить глобально, стратегически.

Гендиректор "Аникса" Юрий Никитин ответил на вопросы молодых предпринимателей.
Гендиректор "Аникса" Юрий Никитин ответил на вопросы молодых предпринимателей.
Олег Богданов

У Никитина техническое образование. Он окончил Новосибирский электротехнический институт по специальности «Инженер-механик-исследователь». Однако он не выглядит и не говорит как «технарь». Его речь грамотная и плавная, с искренней интонацией, он часто делает сравнения и проводит аналогии. Это речь, скорее, мыслителя, а не бизнесмена, который все измеряет и просчитывает. Аудитория, как будто это было спланировано, полностью соответствовала темпераменту героя встречи. В этот раз зал не был полным, лишь половина мест были заняты. Пожалуй, это обстоятельство и первый вопрос, который Юрий Никитин задал слушателям, определили дальнейший ход беседы и ее доверительный тон — никаких провокаций со стороны молодежи не было. Никитин попросил: «Расскажите, зачем вы сюда пришли? Что вы хотите получить от этой встречи?» И разговор в итоге сфокусировался не на практических решениях, а на смыслах.

«Ваше дело» публикует некоторые тезисы Никитина.

О начале

— Я руковожу «Торговым двором «Аникс» 20 лет. Запись в трудовой книжке одна: «Директор ООО «Аникс». И мне до сих пор интересно. Поверьте, это труд. Чтобы одно и то же было интересно, надо что-то с этим делать.

— Мой первый бизнес — это рюкзак. А в нем — две коробки «сникерсов». И еще две коробки было в руках. Это то, что мог увезти один студент из Новосибирска до Бийска и за день-два продать, пока был дома.

— В магазине я работал кассиром, грузчиком и еще много кем. Выручка инкассировалась три-четыре раза в день. Сейчас такая эффективность недостижима ни для какого предприятия. Скорость оборота была бешеная. У нас работала касса взаимопомощи. Советую молодым предпринимателям этим пользоваться. Были надежные друзья, они же и конкуренты. Один приезжал к другому и говорил: «Ты сегодня на закуп едешь? Нет? Значит, давай деньги». И все из кассы забирал. А через два дня менялись местами.

О деньгах

— Я люблю продавать и торговаться. Не потому, что мне важно выторговать скидку или дорого продать, мне процесс общения очень нравится. При совершении продажи или покупки человека можно хорошо узнать. Если он хорошо продает, а мне вещь не нужна, я ее все равно куплю. Или когда я сильно торгуюсь, мне делают скидку. В этот момент люди отдают друг другу что-то большее, чем деньги.

— Заработать денег на квартиру и обеспечить себя — это первая банальная нужда. А дальше? Для чего еще нужны деньги? Деньги ради денег — ерунда. Деньги нужны для чего-то.

— Мне очень нравится сравнение денег и любви. Чтобы любовь к вам пришла, нужно что-то отдать. Так же и деньги. Если ты создаешь ценность для человека, он приносит тебе деньги. А ты их используешь для развития бизнеса. Деньги — оценка труда компании. Цель бизнеса — создание ценности для клиента.

Об управлении людьми

— Мне стало интересно работать, когда у меня появились люди. Управление людьми меня зажигает. На данный момент я считаю, что создание организации — это высшая цель для приложения способностей человека. А не корабль построить или небоскреб.

— Генеральный директор занимается четырьмя вещами — сотрудниками, клиентами, поставщиками и акционерами. Можно сказать, это крест гендиректора.

— В основном я занимаюсь сотрудниками компании и клиентами. Посещаю их встречи, смотрю, как они проводят собрания, разговариваю о том, какие правила у них существуют. Я не прихожу формулировать решения. Я смотрю, как они работают, а потом встречаюсь и задаю простые вопросы. Например, почему вы не спросили в начале встречи, кто с чем пришел. Вот такая она, работа гендиректора. А знать, по какой цене какие товары продаются, — это забота коммерческого отдела.

— Моя самая большая ошибка: я считал, что мы должны максимально исключить человеческий фактор из деятельности компании. Хорошая инструкция и автоматизация должны были решить проблемы с людьми, то, что они не понимают, неправильно делают, ленятся, ошибаются. На самом деле, человека надо поставить в центр. Если бы я понял это раньше, «Аникс» был бы сейчас совсем другой компанией.

— Заблуждение людей номер один: мне что-то не очень интересно, но я сейчас скажу сделать это другому человеку, он пойдет и сделает, ему будет интересно. Не работает. Если вы с вашей задачей не перельете в него вдохновение, ничего не получится. Дело, в которое вы не верите, не будет жить в других людях.

— Руководителю не надо быть слишком сильным. Руководителю надо чуть-чуть управлять. Чуть-чуть, не сильно. Нужно давать возможность людям проявить силу. В этом я глубоко уверен.

О бизнесе

— Мы всегда были и остаемся открытой организацией. Люди приходят, спрашивают что-то, мы всегда даем информацию. Мне часто задают вопрос, почему мы не боимся рассказывать о себе. Я отвечаю: «Если вы готовы, вы это возьмете, а если нет, то вам это не принесет никакой пользы». На основе этого принципа была создана наша франчайзи-сеть «Корзинка». Мы оставляем руководителям на местах ответственность за работу с людьми и за то, что происходит в магазине. Но берем на себя то, что у нас лучше получается, — информационное обеспечение, логистику, переговоры с поставщиками.

— Есть такая дилемма: что важнее — цена или качество? Когда ассортиментный комитет предлагал какой-то товар, разговор начинался с того, какая цена. И никто не спрашивал, а вкусно ли это? И кому? А как вы это узнали? Насколько это свежий продукт? Сейчас без понимания, что тот или иной вкус будет принят покупателями, какие-то разговоры о цене бессмысленны. Цена — фактор твердый. А качество из разряда мягких показателей, субъективных. Одно очень просто понимается и контролируется, а второе — нет. Поэтому переход к новому, понимаю, очень трудный.

— Я за разноцветный мир, за палитру красок, разницу вкусов. Это может быть реализовано применительно к моему бизнесу, если будут существовать компании, которые предлагают потребителю разные товары и услуги. И, конечно, такая модель может быть построена в обществе, менее вертикально зависимом и подчиненном, а более свободном, независимом. Это мир, который мне нравится.

— Вопрос результата — это не количество времени, потраченного на работу. Мой рабочий день может строиться так: я четыре часа работаю, потом два часа тренировка, потом еще три часа работаю, а потом могу проводить время с семьей. И я отдаю себе отчет, что в таком режиме я больше пользы приношу. Бывает состояние, что я отменяю все встречи, так как понимаю, что ничего полезного не сделаю. Настрой не тот. Пошел в бассейн поплавал или по лесу погулял и понял, что теперь могу. Только время ничего не решает.

Формат общения понравился

Оксана Гинатулина,
менеджер по продажам крупным и ключевым клиентам Барнаульского филиала «ВымпелКом»:

На подобном мероприятии я была впервые, и оно мне очень понравилось. Особенно понравился формат общения молодых предпринимателей с Юрием Александровичем Никитиным. Думаю, каждому начинающему специалисту всегда приятно, а главное, полезно вот так свободно, в неформальной обстановке получить советы от настоящего профессионала. Юрий Александрович, на мой взгляд, очень опытный спикер, он легко и правильно устанавливает контакт с любым собеседником, к каждому находит индивидуальный подход. Уверена, в ходе мероприятия все получили ответы на интересующие вопросы и заряд позитивных эмоций. Ведь спикер не просто давал правильные советы, но делился и верой в успех собственного дела. Очень приятно осознавать, что сотрудничество «Билайн Бизнес» и «Торгового двора «Аникс» по предоставлению телекоммуникационных услуг длится уже более 10 лет и давно перетекло в долгосрочные партнерские отношения. Работать с такими крупными клиентами, как «Аникс», всегда интересно. Ведь для эффективного решения задач партнера мы зачастую не просто расширяем спектр предоставляемых услуг и развиваем сеть, но и разрабатываем индивидуальные решения, максимально учитывающие его особенности.

Мнения участников встречи

Анна Иванова,
молодая мама:

Я планирую открыть свой салон красоты. Я узнала, что прошли уже три встречи с известными предпринимателями края. К сожалению, я побывала только на одной. Считаю, такие встречи необходимо проводить, потому что мы, начинающие предприниматели, хотим черпать знания из опыта людей, которые уже прошли трудный путь и могут об этом рассказать. Я хочу сказать спасибо Юрию Александровичу. Рада, что смогла задать вопросы.

Дмитрий Конов,
индивидуальный предприниматель:

Я в первый раз посетил такую встречу. Мне все очень понравилось, было интересно. Приду еще, если подобные мероприятия будут проводиться. Из того, что сказал Юрий Александрович, мне больше всего запомнился совет, что нужно верить в свое дело.

Мария Гомлякова,
участница программы «Ты — предприниматель»:

Было приятно узнать, что в крае есть компании, которые думают не только о своем развитии, но и о развитии сотрудников. И это идет от гендиректора. Я думаю, что такой подход — один из способов обеспечить конкурентоспособность на рынке.

Досье

«Торговый двор «Аникс» — холдинговая компания с годовой выручкой более 10 млрд. рублей, более 90% приносит розничная торговля. Сеть «Аникса» включает более 300 магазинов (160 — «Аникс», остальные — франчайзинговая сеть «Корзинка»). Компания имеет собственные склады площадью более 30 тыс. кв. м, в том числе новый современный распределительный центр площадью 16 тыс. кв. м в Новоалтайске. В состав холдинга входят крупное автотранспортное предприятие «Бийсктранссервис», ряд обслуживающих и перерабатывающих предприятий по производству салатов, мясных полуфабрикатов, пельменей и др. В компании работают более 4 тыс. сотрудников.

Какие вопросы задавали спикеру

  • Что для вас деньги?
  • Стоит ли заниматься делом, которое тебе не нравится, но приносит деньги?
  • Как в погоне за эффективностью сохранить ощущение радости и счастья?
  • Бизнес лучше вести одному или с партнерами?
  • Как начать продвижение своего товара в сети «Аникс»?
  • Расскажите об ошибках, которые вы совершили.
  • Какие книги вы читаете?
  • Какое будущее у России?
  • Что вас мотивирует на новые достижения?

Мероприятие прошло при поддержке Барнаульского филиала компании «Вымпелком».

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость