Экономика

Город непостроенных башен

Мы продолжаем цикл материалов, посвященных проблемам малого и среднего бизнеса на Алтае. Редакция "Вашего дела" уже рассказывала о том, как живут предприниматели в Ельцовском, Панкрушихинском, Поспелихинском районах, в городе Новоалтайске. На этот раз сотрудники редакции побывали в Славгороде, откуда, по нашей информации, происходит массовый отток предпринимателей. Мы решили выяснить, почему бизнесмены бегут из Славгорода.

Что обсуждают бизнесмены

У делового мира Славгорода сегодня есть несколько горячих тем. Во-первых, это открытие очередной торговой площадки, получившей название Новый рынок. Буквально на днях коммерсанты бились за наиболее предпочтительные места на рынке, открытом в здании бывшей швейной фабрики, в своем порыве не обращая внимания на призывы к порядку со стороны представителя городской администрации. Понять негодование предпринимателей можно. Одни не хотят торговать в непосредственной близости от кучи песка, другие боятся размещать лотки рядом с трансформаторной будкой, опасаясь вредных воздействий электричества. "Если бы это был частный, а не муниципальный рынок, нас бы отодвинули от этого трансформатора метров на сто, - возмущается одна из славгородских предпринимательниц, - но поскольку этот рынок открывает администрация города, придется работать в тех условиях, какие нам продиктуют".

Не менее жарко в предпринимательских кругах Славгорода обсуждаются последние шаги наиболее известного в городе бизнесмена Сергея Госмана. Основатель компании "Траст" недавно продал все принадлежащие ему предприятия, в том числе комбинат "Славгородские пряники", сеть продовольственных магазинов и несколько предприятий общественного питания. Сам Сергей Госман прокомментировал нам свои последние решения так: "Это абсолютно мое личное дело, и стратегии бизнеса оно не касается".

В то же время у его бывших партнеров несколько иное мнение. Евгений Кошкин, начинавший бизнес вместе с Госманом, считает, что уход основателя "Траста" из Славгорода - вынужденная мера. "Если бы не Госман, город до сих пор был бы голодным", - считает предприниматель Андрей Трубицин. "Только благодаря ему в Славгороде работают хлебозавод, пивзавод, маслосырзавод, только благодаря Госману мы можем смотреть не две, а четыре телепрограммы", - продолжает Евгений Кошкин. Впрочем, Сергей Госман - не единственный предприниматель, решивший свернуть свой бизнес в Славогороде. Совсем недавно ушел с местного рынка Вячеслав Раков, некогда директор славгородской компании "Надежда", являвшейся местным лидером продаж кондитерский изделий. По словам Евгения Кошкина, и Госмана, и Ракова, как и многих других славгородских предпринимателей, свернуть бизнес в Славгогоде заставило невыносимое отношение к предпринимательству со стороны городских властей.

Клумба в январе

Что славгородские бизнесмены понимают под фразой "невыносимое отношение"? Рассказывает Евгений Кошкин: "Один мой компаньон задумал построить магазин в месте, где граничат три микрорайона. Архитектор города любит, чтобы магазины и прочие строения венчались куполами и башнями. Вот он и хотел заставить предпринимателя выстроить крышу в виде башни. Подсчитали стоимость проекта, оказалось, крыша, которую хочет архитектор, обойдется в полтора миллиона рублей. Предприниматель поступил разумно - просто продал этот недостроенный магазин".

Бизнесмены, входящие в ассоциацию предпринимателей "Гелиос", могут почти до бесконечности говорить о своем недовольстве городскими властями. Практически все заявляют о готовности перерегистрировать свои предприятия в других районах. Говорят: "При этой администрации вести бизнес в Славгороде невозможно". Рассказывает Владимир Харлаш: "Я открывал магазин. Мэра не было в городе, но главный архитектор проект постройки крыльца утвердил. На следующий день прибежали из администрации, говорят, чтобы я крыльцо не строил. Мол, мэр приехал, затребовал документы обратно".

Со слов предпринимателя Андрея Трубицина, мэрия пыталась заставить его укладывать асфальт возле магазина в ноябре, когда уже выпал снег. "А мне пришло распоряжение из администрации в январе разбить клумбы возле торговой точки, - продолжает Евгений Кошкин, - ну разве это не идиотизм?" "Я вывесил рекламный щит, - говорит Владимир Харлаш, - вскоре позвонили из администрации, оказывается, их не устраивает фон, на котором написана реклама! Теперь хотят, чтобы я пошел к дизайнеру, предложенному именно администрацией, и сделал 20 вариантов проекта. Заплатить нужно за каждый. А выберет администрация только один. Зачем мне это надо?"

Власть скупает магазины

На последних выборах в местное законодательное собрание предприниматели баллотировались на всех 17 имеющихся в Славгороде избирательных участках. Победить удалось только одному - Сергею Чечелеву. Евгению Кошкину не хватило восьми голосов, еще одному бизнесмену одного голоса, другие не добрали чуть более десятка голосов. Беспросветность своего будущего славгородские бизнесмены видят именно в практически полном отсутствии в законодательном органе представителей предпринимательства.

Что касается взглядов малого бизнеса на мэрию города, то, считают предприниматели, со сменой главы администрации вряд ли что изменится. Нужно менять всю систему государственной власти. "В первую очередь нужно возложить материальную ответственность на чиновников, инициирующих судебные процессы против предпринимателей, - считает Владимир Харлаш, - чтобы все судебные издержки за проигранные процессы он возмещал из своего кармана". "Я судился со всеми государственными структурами, работающими в Славгороде, - продолжает Евгений Кошкин, и не проиграл ни одного процесса. Но это же колоссальная потеря времени и средств! Отстаивание своих интересов обращается в большие финансовые затраты. Думаю, если бы этот вопрос был бы решен на законодательном уровне, предприниматели смелее бы пошли в суды и чиновники задумались бы о своей ответственности".

И еще один момент, который славгородские предприниматели считают ключевым в отношениях государства с малым бизнесом. "На федеральном уровне заявлена программа, согласно которой муниципалитеты должны избавляться от собственности, продавая ее частному капиталу, - говорит Владимир Харлаш, - когда чиновники перестанут думать только о принадлежащих им рынках и магазинах, они станут больше думать о нас, о предпринимателях. Пока же у них на это просто нет времени. Столыпин, задумав в начале прошлого века развивать Славгород как торговый город, в итоге к тому и пришел. Славгород сегодня - один большой базар. И главный базаровед в нем - мэр Анатолий Кропов". Для сведения: продуктовые магазины, некогда принадлежавшие Сергею Госману, недавно приобрела администрация Славгорода...

Славгород как модель России

Несмотря на все вышеперечисленное, сказать, что власть ничего не делает для развития предпринимательства, тоже нельзя. Например, администрация уравняла для муниципальных и коммерческих предприятий тарифы на коммунальные услуги, выделила - хоть и мизерную - сумму на компенсирование процентных ставок, подобрала площадки в городе, где могут быть построены торговые павильоны. Да, условием конкурса за право работать на этих площадках будет определенная сумма, которую предприниматель должен будет внести на инженерное обустройство территории. Но разве в Барнауле или Бийске это делается не по тому же принципу? Разве в этих городах не заставляют предпринимателей обустраивать фасады домов, где находятся офисы, и убирать прилегающую территорию?

К сожалению, подобная политика - это не беда конкретного города. Это беда всего предпринимательского сообщества, которое сегодня не может помешать чиновнику вторгаться в свое дело. А чиновник, зачастую, видит предпринимателя и его магазин продолжением администрации. Где его точка зрения должна учитываться. Такова реальность - государство сегодня даже не имея акций и доли участия в организациях, фактически имеет право голоса при принятии решений.

Между тем, в Славгороде, в отличие, например, от Барнаула, предприниматели вообще разбились на две группы. Одни называют сложившиеся в городе условия "местечковым феодализмом", как, например, члены ассоциации предпринимателей "Гелиос"; другие, как председатель общественного совета предпринимателей при администрации города Яков Гринемаер, говорят, что сегодня государство просто проснулось, пытается потребовать то, что ему принадлежит по праву, и не намерено терпеть нарушение предпринимателями существующих правил игры. И пока одни рассказывали нам о том, как в этом городе плохо работать, другие готовили свои предложения в краевой закон о едином налоге на вмененный доход.

В любом случае, работать в Славгороде можно. Даже несмотря на все приведенные примеры. Но работать так, как считает нужным администрация города. Расколовшиеся на две группы предприниматели сегодня выбирают: попытаться найти с местной властью общий язык и постараться влиять на нее через постоянное обсуждение насущных вопросов или, критикуя, формировать общественное мнение, которое бы заставило власть более лояльно относится к малому бизнесу. Причем сами предприниматели, волею судьбы выбравшие разные стороны баррикад, с трудом друг друга понимают. И для малого бизнеса Славгорода, как видится, это не меньшая проблема, чем все остальные.

Павел ДЕМИН, Матвей ЭРГАРДТ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость