Илья Хандриков,
эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
Слово "мародер" недавно вернулось в лексикон наших граждан (не путать с населением), и связано это с аннексией Крыма, но речь пойдет об отношении власти к малому бизнесу.
Мародерство (от marauder) — незаконное присвоение чужого имущества в атмосфере безнаказанности в определенных бедственных ситуациях, к примеру во время природных катастроф или боевых действий (ru.wikipedia.org).
Все, кто знаком с нынешним состоянием независимого малого бизнеса в России и отношением к нему целой группы сил, с прискорбием подтвердят реальность подобного сравнения.
Начнем по порядку.
Незаконное присвоение чужого (всенародного) имущества достигло высочайшего уровня в 1995 году (во времена залоговых аукционов) и продолжается по сей день. Наивысший уровень присвоения достигнут благодаря слиянию (в разных формах) олигархических групп, криминала, силовиков и передовых отрядов российского чиновничества.
В результате многолетней мутации мы получили сегодняшнюю власть, которая умудряется одновременно строить планы по поддержке малого бизнеса; выделять средства на его развитие; разворовывать выделяемое; принимать законодательные акты, уничтожающие бизнес; захватывать лакомые компании с помощью рейдеров; добивать не способных конкурировать в сложившихся условиях; массово расторгать договоры на аренду конкурентам своих сетевых компаний и многое, многое другое.
Последние ухудшения в экономике России означают только одно — грабить малый бизнес будут еще сильнее: массовое штампование нашим Взбесившимся Ксероксом (ГД) законопроектов, повышающих штрафы, налоги и сборы.
Казалось бы, какой бедой для МСП может обернуться деофшоризация? Если огромные деньги жуликов и воров придут в Россию, то остатки малого и среднего независимого бизнеса превратятся в воспоминание, а сами предприниматели вынуждены будут стать наемными работниками. Уход в "тень" не решит проблему. Карательная система произвела достаточное количество новых законов и постановлений, позволяющих упрятать нарушителей в тюрьму.
Да, Россия — страна колоссальных возможностей, но кто сказал, что это относится к ее населению?
Особо привилегированной в этой мародерской системе является Москва, занимающая последнее место среди городов-миллионников по созданию условий для малого бизнеса. Москва всегда была примером для регионов, а с приходом Сергея Собянина — особенно, поэтому массовые зачистки малого торгового бизнеса и сферы услуг в столице стали примером для всей России. Даже Минпромторгу недавно пришлось выпустить специальное обращение к руководителям регионов с призывом ограничить давление на малый торговый бизнес, но чиновничий прессинг все нарастает.
Неудивительно, что после уничтожения тысяч малых объектов начался рост крупных торговых сетей, за которыми стоит власть-мутант. Каждое новое расширение улицы или проспекта, новая застройка уносят в небытие десятки, сотни предпринимательских объектов. Закрываются продовольственные и сельскохозяйственные рынки. На их месте строятся торговые центры и сетевые магазины, за которыми стоят хозяева жизни — чиновники, силовики и депутаты.
Разве кого-то интересуют права сотен тысяч московских потребителей, регулярно покупавших продукцию, получавших услуги в уничтоженных властями объектах? Всем им одна теперь дорога — в торговые сети! Хотя сетевикам могут перекрыть кислород санкциями…
Только тотальная консолидация МСП в отраслевые союзы и союзы работодателей может переломить сложившуюся ситуацию с уничтожением малого бизнеса и позволит остановить мародеров. Но без помощи заинтересованного государства выполнить эту гигантскую работу. Вот такой парадокс! Будем верить и ждать падения мировых цен на энергоносители и, как следствие, возрождения реального предпринимательства?
Самое важное - в нашем Telegram-канале