Глава региона вошел в малый зал администрации стремительно, собранным и сосредоточенным. Первым «на ковер» вышел Вадим Кузнецов, начальник Управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Он сообщил, что за последние два с половиной месяца цены на сливочное масло и яйцо выросли на 17%, на подсолнечное масло – на 44%, на сыры – на 58%.
Губернатор поинтересовался:
- Вы сами-то верите в эти статистические данные? Люди называют совсем другой порядок цифр по росту цен. А статистика дает нам убаюкивающий результат.
- Данные статистики совпадают с итогами мониторинга, который мы проводили, - ответил Вадим Кузнецов.
Беседа Александра Карлина с выходящими будто на бичевание подчиненными с самого начала напоминала качели, на одной стороне которых сидит куда более тяжеловесный человек. И первым это почувствовал именно Вадим Кузнецов. Губернатор поднял тему создания на рынках секторов, где могли бы торговать своей продукцией аграрии.
- Установлены эти зоны? При вчерашнем посещении рынка я такой не нашел, - строжился он.
- Наш краевой оптовый рынок… - начал было Вадим Кузнецов.
- Мы договаривались, что это будет на всех рынках.
- Производители на рынках работают…
- Я вчера не нашел. Там перекупщики с торговой наценкой 20% работают.
- У нас есть там птицефабрики…
- Я увидел киоск птицефабрики, но при этом цена там была выше, чем в магазине торговой сети через дорогу. Что это за продажа от производителя?
Начальник управления молчал.
Александр Карлин возмутился малым присутствием продукции местных товаропроизводителей, в том числе в магазинах.
- По данным мониторинга, на начало года на полках края присутствует 53% продукции алтайских производителей. Наша задача в этом году – достичь 60%, - начал объяснять Вадим Кузнецов.
- И 50%, и 60% - это позорно низкая цифра. Это как если бы в Кузбасс завозили уголь. Я представляю, какой разговор был бы у наших соседей в таком случае.
Смущать на этом этапе стал тот факт, что обсуждаемые темы имели лишь косвенное отношение к причинам повышения цен на продукты. Все по местам расставил вышедший на смену г-ну Кузнецову Николай Кустов, начальник Управления края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Он пояснил, что край не может избежать общероссийских тенденций. Однако в регионе удалось сохранить самыми низкими в Сибири цены на молочную продукцию за исключением сыров. Больший, чем обычно, рост стоимости молока он объяснил так: «Мы удерживали цены полтора года, за это время выросли все издержки, что держало предприятия на грани рентабельности. Но как только «заиграла» заготовительная стоимость молока, оставлять цены на прежнем уровне оказалось невозможным».
Что касается растительного масла, то, с его слов, в магазинах стоит продукция, либо произведенная в крае еще с прошлого урожая подсолнечника, либо европейских марок. Новый урожай тоже не обещает низких цен: если в прошлом году килограмм семечек стоил пять рублей, то в этом уже достиг 14. Кустов назвал еще одну (как минимум спорную) причину повышения цен на масло – приход федеральных сетей, в частности «Ленты», которые привезли в Барнаул европейские цены.
Вообще, тема приходящих в Барнаул федеральных сетей красной нитью прошла через все совещание. Александра Карлина возмутило, что так и не отрегулирован вопрос платы за вход на полки магазинов, а также пренебрежительное отношение сетей к местным производителям, в частности «Ленты». Особенно пристрастно он расспросил по этому поводу вице-мэра Барнаула Михаила Шипицына. Тот заявил:
- Мы ставим задачу, чтобы наш товар попал на полки магазинов по всей стране через федеральные сети.
- Об этом нужно договариваться до того, как сеть начинает работать. А сейчас она уже зашла со своим продуктом. У нас ни одна структура не взяла на себя обязательство продвигать алтайские товары.
- Соглашение такое подписано со стороны руководителя «Ленты». Мы не подписываем, ставим условие: решить до конца земельный вопрос («Лента» не имеет права на тот земельный участок, где расположена. Сейчас идут суды по этому поводу. – Прим. «ВД»).
- А почему вы подписываете соглашения без приглашения краевых структур? И почему вы ведете договорную работу с незаконно работающей структурой?
- Мы и не подписываем.
Александр Карлин отдельное внимание уделил теме незаконности работы «Ленты», но к теме повышения цен на продукты это имело совсем уж отдаленное отношение.
Общее раздражение губернатора можно было понять. Он пытался найти ответы на конкретные вопросы, думается, не только для того, чтобы определить виновных, но и чтобы понять, как проблему решить. Но разговор складывался в духе оправдания учеников перед учителем.
"Наше неумение вовремя объяснять населению происходящие процессы способствует ажиотажному спросу на отдельные продукты питания. Во многом это следствие нашего неумения заботиться о людях. При этом федеральные структуры, работающие в регионе, только присутствуют или со стороны наблюдают. Совершенно очевидно, что муниципальные структуры тоже выпали из процесса. Если я не почувствую, что отношение к этому вопросу коренным образом изменилось, не исключаю, что следующее рабочее совещание по этой проблеме мы проведем в новом составе", - жестко резюмировал губернатор.
Самое важное - в нашем Telegram-канале