С назначенным новым, но хорошо известным в крае генеральным директором «Алтайвагона» Алексеем Кунгурцевым — ранее он возглавлял Барнаульский вагоноремонтный завод — в начале года мы договорились с интервью не спешить, дать ему осмотреться, войти в курс дела.
— Алексей Владимирович, знаю, что ваше предприятие лидирует в отрасли по качеству выпускаемой продукции. По показателю безотказной работы в гарантийном периоде эксплуатации вагонов АВЗ в течение нескольких лет показывает лучший результат. За счет чего это сегодня достигается?
— За счет грамотной работы людей, налаженных бизнес-процессов и менеджмента качества. Плюс постоянное обновление технологий, цифровизация производства, оснащение техникой. Все это позволяет нам производить вагоны нового поколения с лучшими эксплуатационными характеристиками.
В прошлом году это подтвердила независимая экспертиза Алтайской ТПП. По итогам обезличенного инспекционного мониторинга предприятие было признано лучшим в номинации «Транспортное машиностроение» и получило «Звезду качества». Но, конечно, главное в этом успехе — ответственная работа рабочих, инженеров, конструкторов. А свои кадры мы ценим.
— В 2024 году предприятию присвоен статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края». Что за этим стоит?
— Во-первых, достойный уровень оплаты труда. Средняя заработная плата по предприятию достигла 90 тыс. рублей. Ко Дню машиностроителя выдали премию всему коллективу в размере среднего заработка.
Во-вторых, создаем для сотрудников все условия для занятия спортом, в секциях нашего спорткомплекса они занимаются бесплатно. Проводим много досуговых, семейных и командообразующих мероприятий, помогаем людям лечиться в санаториях. Обеспечиваем работников льготным питанием. С особой теплотой относимся к ветеранам.
— Сегодня все предприятия жалуются на острую нехватку кадров. Перед вами этот вопрос не стоит?
— Этот вопрос актуален и для нас. В части квалифицированного персонала и перспективы. Промышленность находится на подъеме, а в прошлые годы, когда большая часть предприятий испытывала трудности, престиж рабочих профессий сильно упал. Теперь нам всем сообща нужно его восстанавливать.
Я рад, что это хорошо понимают в региональном министерстве и организуют необычные мероприятия по популяризации рабочих профессий, в которых мы принимаем активное участие. Такие, как своеобразный день открытых дверей для молодежи, которая интересуется работой предприятия, — «Открытая промышленность», или конкурс на лучший снимок с рабочего места «Ценные кадры». Кстати, в последнем победил Евгений Рукавицин — сталевар рубцовского филиала нашего предприятия.
На завод сегодня можно прийти, не имея рабочей профессии. Всему бесплатно научим. Держим тесную связь с профильным колледжем, со школами, выступаем перед ребятами, проводим для них экскурсии.
— Но это — создание заделов на будущее. А что кроме активной социальной политики помогает сегодня?
— И сегодня, и, конечно же, завтра — роботизация.
— Заместитель генерального директора по производству Николай Михайлович Комаров провел сегодня нас по некоторым цехам. Впечатление — огромное. На сварочном участке в цехе сборки рам наблюдали за работой роботизированного комплекса. Пять таких комплексов делают швы четко и без слов. Сколько бы высококвалифицированных сварщиков вам без них понадобилось?
— Порядка 24. Наверняка вы увидели место, которое мы готовим еще под один комплекс. Его планируем пустить в работу до конца года.
Однако роботизация — тоже не только благо. Например, сварочные роботы, работу которых вы наблюдали, поставили вопрос о качестве входящего металла. Им нужно, чтобы он был ровным, а где такой взять? Поэтому пришлось серьезно поработать с подготовительным производством.
Многие заготовки деталей сегодня делаются на автоматах плазменной резки, которые дают высокую точность, экономию металла и чистоту обработки поверхности. Мы последовательно исповедуем принципы индустрии 4.0 — четвертой промышленной революции, которая предполагает цифровизацию и автоматизацию производства, поэтому не останавливаем процесс постоянного технического перевооружения завода.
В следующем году планируется модернизация одного из роботизированных комплексов головного предприятия, предназначенного для сварки торцевых стен вагонов. Добавим двух дополнительных роботов к двум существующим. Этот проект позволит резко увеличить производительность комплекса, обеспечит возможность изготовления нескольких моделей торцевых стен одновременно на одном участке.
Модернизация поможет решить и кадровую проблему. Освободившихся квалифицированных рабочих можно будет перевести на другие участки предприятия, тем самым уменьшив проблему дефицита сварщиков.
— У «Алтайвагона» есть рубцовский филиал. Как он сегодня себя чувствует?
— Дышит ровно, без сбоев. Основной профиль предприятия — изготовление стального вагонного литья для грузового железнодорожного подвижного состава. В 2024 году выпуск стального литья здесь составит рекордные 67 тыс. тонн.
Есть и проблема. Она заключается в том, что «дышать» этот завод должен чисто. Не загрязняя окружающую среду. Начаты работы по устройству сложной системы пылегазоочистительных комплексов.
— Какие тренды сегодня есть в отрасли и насколько готовы к вызовам времени алтайские вагоностроители?
— Основные тенденции — увеличение межремонтного пробега и грузоподъемности вагонов. Сегодня завод выпускает крытые вагоны двух модификаций: с межремонтным стандартным пробегом в 210 тыс. километров и увеличенным до 500 тыс. У нас уже давно есть сертификат по производству инновационной тележки с нагрузкой на ось в 25 тонн. Так что мы в тренде.
А поскольку сегодня «Алтайвагон», включая завод в Кузбассе («Кемеровхиммаш». — Прим. ред.), выпускает весь спектр грузовых вагонов, с учетом литейных мощностей, с учетом отличных инженеров, конструкторов и рабочих, мы в состоянии ответить на любые вызовы времени.
Из истории «Алтайвагона»
В отличие от многих эвакуированных предприятий, Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда» приехал в начале Великой Отечественной войны не на пустое место.
7 октября 1941 года
директор Алтайского деревообрабатывающего завода В. С. Беркин сдал, а директор вагонзавода им. газеты «Правда» В. Д. Мишкин принял завод со штатом, оборудованием и хозяйством.
Это событие стало началом более чем 80-летней истории предприятия. В годы войны алтайские вагоностроители выпускали продукцию военного назначения.
За значительный вклад в победу над врагом и укрепление обороноспособности страны завод был удостоен Ордена Отечественной войны первой степени.
Сегодня это высокотехнологичное современное предприятие, выпускающее порядка 700 грузовых вагонов в месяц.
Акционерное общество «Алтайвагон»
Алтайский край, г. Новоалтайск,
ул. 22-го Партсъезда, 16
altaymash@altvagon.ru
altaivagon.ru
Самое важное - в нашем Telegram-канале