Экономика

Испытание смертью

Владимир Овчинников
Владимир Овчинников
Олег Богданов

Немало людей сегодня мысленно находится уже далеко в  2014 году: в компаниях и организациях края идет планирование. Ищутся ответы, что случится в январе, чем будет хорош апрель и как надо жить в месяцы мертвого сезона. Аналогичными делами заняты сейчас и политтехнологи – для них финиш не в декабре, а в сентябре, когда на Алтае подведут итоги губернаторских выборов.

Планирование жизни больших сообществ и коллективов – процесс только с виду простой. Одно дело, когда ты находишься в фазе роста, бурного развития. Тогда планирование – это суть приобщение каждого к неминуемым успехам. Иначе складывается психологический фон, когда надо преодолевать трудности. Приобщение к проблемам вызывает понятное отторжение у тех, кто трудности и будет преодолевать.

Это ловушка для планировщиков – хочется нарисовать будущее в более радостных и привлекательных красках.  Данный фактор – один из важных при анализе качества планов, перегруженных порой необоснованным оптимизмом. Оправдание заведомой лжи ясное – плохие перспективы не вдохновляют.

Размышляя об этих феноменах, я вспомнил об одной распространенной технологии планирования, которую обозначают фразой, вынесенной в заголовок. Технология позволяет сосредоточиться на самом-самом главном, отбросив все ненужное. Требуется погрузиться – чисто гипотетически – в ситуацию: вам стало 100-процентно известно, что через очень короткое время (допустим, через три месяца) ваша компания разорится дотла – мгновенно и бесповоротно.

Итак, у вас есть целых 100 дней. Потом – ничего. Чтобы это "ничего" не наступило, сегодня (а не в "следующий понедельник") вам необходимо придумать и написать свои цели. Что бы вы делали, если бы точно знали, что жить компании осталось всего ничего? Данную процедуру применяют для того, чтобы оценить степень подлинности планируемых целей. Именно такой анализ лежит в основе непопулярных поступков.

Мне думается, что технология "испытание смертью" может быть применима и для проверки приверженности, лояльности менеджмента миссии организации.

Не надо сильно пугаться мрачной терминологии. Пугающие слова – это всего лишь аналитический прием. В реальности мы живем в окружении как истинных, так и фиктивных целей. Это касается и руководителей, и обычных людей. Что понимается под фикцией? Этому термину А. Адлера почти 100 лет. Ученый полагал: человеку для счастья не обязательно достигать поставленных целей. Достаточно, чтобы они были, плюс была надежда их осуществления. Вот эти-то принципиально недостигаемые цели и называют фиктивными.

Но жизнь движется потому, что люди ставят перед собой не только фиктивные цели.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость