По данным Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ), Алтайский край по производству меда занимает первое место в СФО и седьмое в России. Ольга Дубовик, председатель алтайского отделения Союза пчеловодов России, которая ежегодно собирает делегацию для участия в столичных ярмарках меда, говорит, что продукт из края хорошо известен не только россиянам, но и жителям Европы. Из алтайского меда производится более 100 наименований продукции, которая продается и в крае, и за его пределами.
Прошлый год стал не самым удачным для алтайских пчеловодов из-за засухи: по данным ГУСХ, было произведено 5,6 тыс. тонн меда. Впрочем, представители отрасли утверждают, что эта цифра сильно занижена: объективный показатель вывести почти невозможно, так как пчеловоды не отчитываются за каждый килограмм.
На грани выживания
Ольга Дубовик сообщила, что в этом году из-за холодной и дождливой погоды больше всего пострадали предгорные районы, мед которых наиболее ценится. "В выигрышной ситуации сейчас находятся территории, где есть посевные площади, — говорит она. — Хотя и там в июне практически не собрали мед с донника и эспарцета. Поэтому светлые сорта в этом году уже точно оказались в дефиците. В предгорных районах посевов мало. Там мед собирается в основном с диких медоносов, поэтому его даже в средний год меньше, чем в степи и лесостепи. А в этом сезоне вообще практически нет".
Пчеловоды из Чарышского района подтверждают эти слова. "Сейчас мы накачали меда только себе на еду, хотя в прежние годы всегда сдавали продукцию", — говорит пчеловод Евгений Афанасьев. А Сергей Маковка, директор пчеловодческого хозяйства "Горный нектар" в Красногорском районе, сообщил, что пока получено около 300 кг меда. В прежние годы здесь в это время откачивали уже порядка 12–15 тонн. "У нас дожди до сих пор продолжаются, я за 30 лет работы не помню такого неблагоприятного года", — сокрушается он.
Но и в равнинных районах ситуация неблагополучна. Виктор Долгих из Благовещенского района, член правления Союза пчеловодов Алтайского края, говорит: "Местные пчеловоды в этом году вместо меда качают слезы". А Виктор Левин, директор хозяйства "Таежный мед" из Залесовского района, опасается, что из-за непогоды и низкого уровня медосбора может встать вопрос о выживании предприятия.
Единственный район, где ситуация менее критична, — Солтонский. "У нас очень хорошо цвел дягель. И мы сумели собрать с него мед, — говорит Михаил Дегтярев, замглавы района и пчеловод. — Кроме того, погода у нас немного лучше, чем везде. Дожди идут ночью, а днем тепло и солнечно. Пчелы могут работать".
Дефицита ждут весной
Цена за килограмм продукта в крае сейчас колеблется от 120 до 200 рублей. В прошлом году флягу меда (54–56 кг) продавали за 4–6 тыс. рублей. Сегодня ее средняя цена, по данным Ольги Дубовик, составляет 8–9 тыс. рублей.
Первая качка меда в крае прошла только в десятых числах июля (обычно – в середине июня). Традиционно почти весь объем первого меда остается на селе и реализуется среди местных покупателей. Потому до переработчиков продукция еще почти не дошла. Ситуация осложняется тем, что прошлогодние запасы сырья закончились в мае. "В этом году мы мед пока не покупали, — говорит Геннадий Якубко, старший специалист научно-производственной фирмы "Пчела и человек". — Ждем, когда цена стабилизируется. Да и предложений немного. Каким образом ситуация будет развиваться дальше, неясно. Если цена на мед не упадет, бизнес может стать нерентабельным". По словам Сергея Терентьева, генерального директора фирмы "Мед Алтая", серьезную конкуренцию алтайским переработчикам составляют перекупщики из соседних регионов. "Они узнают наши закупочные цены и дают пчеловодам процентов на 30–40 больше. А потом используют наш мед для купажирования с китайским", — говорит он. Также г-н Терентьев сообщил, что его фирма в этом году закупила около трех тонн меда, и это мало по сравнению с предыдущими годами.
Специализированная розница тоже уже ощутила дефицит продукции. Нелли Бахаева, директор "Магазина № 12", сказала, что сейчас в медовом отделе представлено только три сорта продукта, в то время как обычно не менее пяти. "Чтобы приобрести мед и предложить покупателям хоть какой-то ассортимент, я в этом году три раза ездила в Чарышский район, — говорит она. — В прошлые годы пчеловоды сами везли мне мед". Алексей Рязанов, менеджер сети магазинов "Алтайский мед", говорит, что сейчас ситуация некритична. "Хуже будет весной, когда запасы начнут кончаться. Если, конечно, август не восполнит понесенные потери", — отмечает он.
Власти обещают помощь
Михаил Мозгов, главный специалист по работе со специализированными хозяйствами ГУСХ, сообщил, что пчеловоды, содержащие пасеки на ЛПХ, могут рассчитывать на компенсацию процентной ставки по кредиту в соответствии с программой "О развитии сельского хозяйства Алтайского края" на 2008–2012 годы. Поддержка КФХ, специализированных хозяйств и кооперативов с числом пчелосемей не менее 500 и отсутствием долгов по налогам и зарплате будет осуществляться в рамках целевой ведомственной программы "Развитие пчеловодства в Алтайском крае" на 2009–2012 годы. Документ предусматривает субсидии на приобретение кормов, развитие племенного пчеловодства и приобретение технических средств. В настоящее время проект постановления, в котором прописан порядок предоставления субсидий, находится на согласовании в администрации края. В ближайшее время он должен быть подписан.
Но пчеловоды-частники говорят, что банки выдают им кредиты очень неохотно. Руководители хозяйств также не очень надеются получить даже предусмотренные в бюджете субсидии. "Конечно, у нас есть долги и по налогам, и по зарплате, — говорит Сергей Маковка. — Как их может не быть, если второй год подряд мы не имеем меда? В прошлом году кроме засухи было стихийное нашествие медведей, которые нанесли нам урон на 800 тыс. рублей. В этом году дожди не прекращаются".
Пока представители отрасли не теряют надежды, что в августе погода восстановится и можно будет достичь показателей хотя бы прошлого года за счет меда, собранного с разнотравья, гречихи и подсолнечника.
Самое важное - в нашем Telegram-канале