… Аспирант обратился в Верховный суд, просил обеспечить конституционное право на получение образования, для чего повысить стипендию с 1 500 рублей до прожиточного минимума. Верховный суд отказал, заверив, что никакого нарушения прав нет, и стипендия вполне нормальная. В этом сюжете, вскользь промелькнувшем в информационных потоках, как в капле, отражается вся глупость и вся драма современной России.
Еще не забытая советская система также прошла похожий этап. То, что система обречена, стало ясно, когда кадровые разведчики начали провозить без досмотра на родину западные унитазы. ЦРУ здесь совершенно ни при чем.
Лучшие на тот момент в мире разведка, армия, космическая отрасль и даже образование потерпели фиаско именно в силу однобокости развития страны. Увы, сменившая вывеску и идеологию новая элита, пришедшая на смену безнадежно устаревшей советской, продолжает ту же традицию – достижения основных, как ей кажется, показателей развития за счет других. Если в "застойные" годы нехватку туалетной бумаги, унитазов и колбасы объясняли необходимость крепить " ядерный щит" родины, то сегодня низкие детские пособия и сокращение бесплатной медпомощи - оборотная сторона поддержки отечественного автопрома, олимпийского строительства и даже модернизации.
Конечно, аспиранту и студенту без поддержки родных и приработка было нелегко и в годы моего студенчества в 80-е. Но все же социальный состав моих однокашников было более разнообразен, а прожить на повышенную стипендию хоть и скудно, но было возможно. Сегодня образование становится все менее доступным, навязчивая и бесперспективная идея коммерциализации его режет слух, но не исчезает из повестки дня. Оппозиционеров не слушают - как в свое время не слушали Сахарова с его теорией конвергенции.
Обсуждая трагическое — в имиджевом плане куда больше, чем в практическом - недавнее крушение " Прогресса", как бы закрывшего навсегда тему российского космического первенства, эксперты в голос говорили об одном. О нарушении преемственности в отрасли, не только о сокращении финансирования, куда трагичнее — о невозможности восстановить сам дух космической науки и индустрии. Есть в стране гениальные ученые, но нет у них учеников-практиков в достаточном количестве, нет рабочих, которые умеют правильно затянуть гайки. Нет, и они не появится в ближайшее время. Не только в том беда, что зарплата маленькая, - нет перспектив. И толковые технари, мечтающие, быль может, в детстве о космосе, идут в менеджмент мобильной связи, а рукастые парни - в автосервис. А те, кому личные амбиции важнее родных осин, законно уезжают совершать открытия в иноземные университеты . Не все, конечно. Есть еще энтузиасты, которым идея важнее личного благополучия или карьеры, упертые патриоты и правдолюбцы, вроде того незадачливого аспиранта, что написал в Верховный суд. Значит, верил, что систему можно поколебать, что неразумное управление есть шанс скорректировать, и верил, что голос народа будет услышан. Не сомневаюсь, он продолжит начатое. И он не один такой, слава Богу. У него за спиной - тысячи же отличников, и сотни учителей — лучших в своей области экспертов, которые уже годы кричат о том, что есть еще шанс спасти отечественную науку, не нужно превращать ее в привокзальную рыночную площадку. Лучшие люди страны, не бросившие ее в трудные времена - хотя могли бы.
Значит, страна начинает осознавать самое себя, хотя и непростительно медленно. И задавать вопросы. Об образовании, о здравоохранении, о ЖКХ, о многом другом. Время вопросов — это излечение от иллюзий. Путь к истинным решениям, наверное. И, самое главное - выросло уже поколение, которое может их поставить и потребовать ответа. Как тот самый аспирант, который написал в Верховный суд родной страны. Спасибо ему.
Самое важное - в нашем Telegram-канале