На минувшей неделе Центробанк опубликовал итоги деятельности банковского сектора Алтайского края за десять месяцев. Единственным неожиданным результатом оказался уровень просрочки по корпоративным кредитам, который составил 9,4%. Это абсолютный максимум для местной банковской системы за последние несколько лет, особенно на фоне того, что проблемная задолженность предприятий в крае даже в разгар кризиса была небольшой. Еще в начале года она составляла 5%. При этом в текущем году динамика просрочки стабилизировалась и до сентября она практически не увеличивалась.
Однако уже в октябре рублевая просрочка юрлиц неожиданно увеличилась с почти 5 млрд. до 8,5 млрд. В ноябре этот показатель вырос до 9,5 млрд., или 9,4% от портфеля.
Еще более стремительное увеличение произошло по кредитам в иностранной валюте: за октябрь просрочка здесь выросла в 10 раз (с 28,5 млн. рублей до 300 млн.) и превысила порог в 8% от валютного портфеля.
Как стало известно "ВД", резкий рост просрочки может быть связан с грядущим слиянием Алтайского и Сибирского банков Сбербанка. Напомним, 1 января 2011 года Алтайсбербанк потеряет статус территориального банка и станет филиалом Сибирского банка Сбербанка.
"Сейчас банк меняет свой статус, подчищает баланс, — предположил один из участников финансового рынка края, попросивший не называть его имя в печати. — Вероятно, до этого некоторые проблемные кредиты были реструктуризированы или пролонгированы. То есть они уже считались плохими, но была возможность не переносить их в официальный отчет. Теперь эта просрочка стала открытой".
Антон Слободчиков, исполнительный директор Алтайского банковского союза, подтвердил, что новые цифры дали исключительно изменения в Сбербанке.
Антон Слободчиков,
исполнительный директор Алтайского банковского союза:
Банк пересмотрел подход к формированию портфеля. До этого по некоторым долгам они просто формировали резервы, сейчас могут двинуться по ним в суды.
Александр Осин,
главный экономист УК "Финам Менеджмент":
Для банковского рынка такие уровни просрочки далеко не новость: в середине года Банк России оценивал долю пролонгированных и реструктурированных кредитов в 35%, а по некоторым частным банкам до 60%. С учетом рыночной оценки доли невозвратных кредитов в пролонгированных потенциальная доля просрочки в банковском секторе может достигать18–35%.
По мнению Александра Осина, сложившаяся ситуация не создаст серьезных проблем ни рынку, ни самому банку.
Александр Осин,
главный экономист УК "Финам Менеджмент":
Это не проблема сегодняшнего дня, поскольку банки имеют возможность пролонгировать кредиты, избавляться от плохих активов, передавая их дочерним и коллекторским структурам и параллельно накапливая прибыль и резервы. В целом по системе ситуация по просрочке стабилизировалась под влиянием улучшения ситуации в экономике и на финансовых рынках. Но об окончательном решении проблемы плохих долгов еще рано говорить.
Однако как минимум одно негативное последствие для Алтайсбербанка можно предугадать. Рост просрочки потребует от банка увеличения резервов, которые списываются в убытки, что может снизить чистую прибыль по итогам года.
Примечательно, что это, возможно, не последний сюрприз от грядущего слияния для статистики алтайского банковского сектора. Участники рынка ожидают, что в связи с изменением статуса Алтайского банка Сбербанка со следующего года данные о его работе будут учитываться не в Барнауле, а в Новосибирске. Алтайсбербанк сейчас с большим отрывом лидирует по большинству направлений банковской деятельности в крае. На его долю приходится более 74% от всех вкладов населения, 49% выданных кредитов, в том числе более 53% кредитов юридическим лицам и почти 42% — населению. Если статистика крупнейшего банка теперь будет учитываться на уровне Новосибирска, можно представить, до каких размеров сократятся официальные показатели алтайского банковского сектора.
Представители Алтайсбербанка не смогли оперативно прокомментировать информацию о возможных изменениях учета просрочки. Свой ответ они пообещали предоставить на этой неделе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале