Экономика

"Изумрудная страна" скупает собственные долги

На прошлой неделе руководитель агрохолдинга "Изумрудная страна" Ольга Антипина впервые после долгого перерыва удостоилась внимания губернатора. Александр Карлин на совещании в администрации публично отчитал ее за многомиллионные долги по зарплате перед работниками. В ответ ему было обещано: ситуация выровняется после подписания мировых соглашений между предприятиями агрохолдинга и "Россельхозбанком".

Ольга Антипина, бывшая совладелица ассоциации "Изумрудная страна".
Ольга Антипина, бывшая совладелица ассоциации "Изумрудная страна".
Дмитрий Лямзин

А между тем подписание идет негладко: там, где предприятия проходят процедуру банкротства, арбитражные управляющие неохотно идут на мировые соглашения. Чтобы снять возражения, в конце ноября сестра Антипиной Ирина Виноградова выкупила долги 12 "своих" хозяйств перед сельхозпредприятием "Заря".

Мораторий на банкротства

Банкротство предприятий агрохолдинга было предметом особых переговоров между "Россельхозбанком" и "Изумрудной страной" еще в начале 2013 года. 12 февраля стороны подписали протокол, по которому Антипины обязались соблюдать мораторий на инициирование новых дел о несостоятельности. Ранее экс-президент холдинга Михаил Колесников пояснял причины появления протокола: один из сотрудников агрохолдинга убедил руководство "банкротить все веером", после чего хозяйства начали подавать заявления. Но процесс был остановлен, часть банкротств прекратились.

Однако хозяйство "Заря" из Благовещенского района, принадлежавшее Антипиным, признано банкротом еще в феврале 2012 года — до начала крушения империи. Заявителем была ФПГ "Золотое зерно Алтая", близкая к "Зернобанку". К "Изумрудной стране" "Заря" отношения не имела, протокол не подписывала. И конкурсный управляющий "Зари" Михаил Поляков, обнаружив, что взыскать долги с дебиторов невозможно, начал подавать заявления на их банкротство (часть, правда, подали заявления сами). Все должники входили в агрохолдинг, и на каждом из них висели кредиты "Россельхозбанка".

Как появились долги одних хозяйств агрохолдинга перед "Зарей" — другим его хозяйством? "Сельхозпредприятию "Заря" были выданы большие кредиты, — пояснил источник, близкий к арбитражному процессу и знакомый с документами. — Представьте, какое имущество нужно иметь этому не очень большому хозяйству, чтобы получить кредит 400 млн. рублей? И "Изумрудная страна" начинает гонять между своими предприятиями деньги. Они обменивались счетами-фактурами, реально же операций не было. Большие обороты по счетам, находившимся в "Россельхозбанке", позволяли им претендовать на крупные кредиты в этом банке".

Тридцать три

В "Изумрудной стране" признавали: "Заря" — один из "крепких орешков" в проведении реструктуризации ссудной задолженности перед "Россельхозбанком". Ведь для этого стороны должны подписать мировые соглашения со всеми заемщиками, тогда как Поляков не давал согласия на заключение соглашения по "Заре" и возражал против прекращения банкротства ее дебиторов. Причины возражения очевидны: реструктуризация предполагала отсрочку начала погашения всех долгов на три года, завершение погашения только в 2032 году, а банкротство не может продолжаться вечно.

По данным газеты "Ваше дело", осенью "Изумрудная страна" все же договорилась с Поляковым. Конкурсный управляющий выставил на торги "дебиторку" 15 хозяйств, входящих в агрохолдинг и задолжавших сельхозпредприятию "Заря" от 5,6 тыс. до 43,2 млн. рублей. Предполагалось, что дебиторка будет скуплена, интересы кредиторов "Зари" частично удовлетворены и Поляков отзовет свои возражения.

Торги прошли 18 ноября. В тот день не был продан лишь один самый большой долг в 43,2 млн. рублей (хозяйства "Победа") — на торги не подали ни одной заявки. Остальные же нашли покупателей. 12 лотов приобрела Ирина Виноградова, еще два достались барнаульской компании "Агросфера" (это кредитор "Зари", правопреемник ФПГ "Золотое зерно Алтая").

Четыре лота продали по ценам, близким к размеру долга, — ведь в них участвовали оба покупателя, игравших на повышение. А на торгах по 10 лотам Виноградова была единственным участником: она предложила начальную цену в 33,3 раза меньше долга. "Такие торги признаются несостоявшимися, но конкурсный управляющий вправе заключить договор купли-продажи по начальной цене", — пояснили "Вашему делу". Было это сделано или нет, выяснить не удалось: помощники Полякова отказались комментировать торги и заявили, что сам конкурсный управляющий пояснений не дает.

И все же, как полагает эксперт, это, скорее всего, было сделано: "Подписание мировых соглашений остро необходимо и самому банку: по кредитам с просрочкой больше года он обязан формировать резервы в объеме 100%. Если учесть, что объем просроченных кредитов "Изумрудной страны" — около 20 млрд. рублей, это позволит расконсервировать огромные средства".

И памятник Энгельсу

А между тем с другими банкротящимися предприятиями из данной схемы вопрос до конца не решен. Категорически против мирового соглашения Сергей Пупков — временный управляющий одного из дебиторов "Зари" хозяйства "Алтай" (Немецкий район). На суде он заявил: долги по обязательным платежам хозяйства составляют 29 млн. рублей, а предусмотренная мировым соглашением отсрочка не позволит их погасить.

Сергей Пупков,
временный управляющий одного из дебиторов "Зари":

В заложниках этой ситуации остаются работники банкротящихся предприятий. В хозяйстве "Алтай" непогашенная задолженность перед гражданами — 4,2 млн. рублей. Зарплата не выплачивалась с марта, молоко отправляли на "Угринич", который не выплатил ни копейки, и только в сентябре приставы наложили арест на молоко, выручка идет на зарплату. При этом "Россельхозбанк", подписывая мировое соглашение (пока не утверждено судом. — Прим. "ВД".), утверждал, что долгов по зарплате нет.

Сергей Пупков считает мировое соглашение неисполнимым. Раньше в хозяйстве "Алтай" было 13 тыс. гектаров земли, но администрация района расторгла договор аренды, и сегодня земли там нет вообще — есть лишь 345 фуражных коров и персонал. "У них заложен даже памятник Энгельсу", — добавил собеседник.

Тем не менее Ольга Антипина заверила губернатора, что все предприятия, находящиеся в банкротстве, войдут в холдинговую компанию и ситуация будет выровнена (стенограмма совещания опубликована ИА "Банкфакс"). По ее словам, с начала года в качестве зарплаты работникам было выплачено 205,5 млн. рублей, просроченная задолженность — 45 млн. рублей, а в июле "Россельхозбанк" уже прокредитовал хозяйства на 400 млн. рублей.

А тем временем расследование уголовного дела в отношении руководства агрохолдинга и ряда других лиц продолжается. В правоохранительных органах сообщили, что оно будет завершено, возможно, в начале следующего года. При этом за последние месяцы в отношении Ольги Антипиной и Ирины Виноградовой было возбуждено 11 уголовных дел по новой для них статье — 174.1 УК РФ (легализация денежных средств).

Падеж составил 70%

8 тыс. голов составляет дойное стадо предприятий "Изумрудной страны". По данным Ольги Антипиной, до начала разбирательств с "Россельхозбанком" дойное стадо составляло 23 тыс. голов.

Схема "расшивки" проблемных долгов "Изумрудной страны"

1. Кредитор. Сельхозпредприятие "Заря", Благовещенский район. Ведется конкурсное производство.

2. Дебиторы "Зари". 15 хозяйств "Изумрудной страны", из них восемь — в процедуре банкротства:

  • "Урожай" (долг "Заре" 10,5 млн. рублей),
  • "Рассвет-Агро" (12,3 млн.),
  • "Шелаболихинское ХПП" (5 млн.),
  • "Алтай" (13,3 млн.),
  • "Победа" (43 млн.),
  • "Заринский элеватор" (4,4 млн.),
  • "Бийский элеватор" (3,6 млн.),
  • "Алт-Агро" (2,6 млн.)

3. Торги. "Заря" выставляет на торги дебиторскую задолженность 15 хозяйств. Ирина Виноградова выкупает дебиторскую задолженность 12 предприятий, "Агросфера" — двух. Долг хозяйства "Победа" пока не выкуплен.

4. Банк. Процедуры банкротства прекращаются, "Россельхозбанк" заключает с хозяйствами мировые соглашения. "Россельхозбанк" выдает кредиты хозяйствам, чьи долги выкуплены.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость