- Поставили в известность, мол, будешь брокером, и все. Каждый четверг приходилось ездить в Барнаул и участвовать в торгах. Дополнительную нагрузку оформили как совместительство, даже в трудовой книжке на этот счет какую-то запись хотели сделать, – вспоминает он.
Был момент, когда хотел бросить свое дело... Но сегодня, несмотря на кризис, такие настроения – пройденный этап, как, наверное, и для многих других крепких крестьян Алтая.
Восстанавливали связи
…В зале, где проводились торги, висел большой экран, на который выводилась информация о партиях сельхозпродукции или запчастей, удобрений и всего-всего, что могло иметь хоть какую-то товарную ценность для сельхозпредприятий.
– В то время как наши хозяйства сбивались с ног в поисках сельхозтехники или запчастей к посевной, заводы-изготовители были затоварены тракторами и комбайнами почти под завязку. Мы помогали восстановить связи, которые были разрушены с развалом Советского Союза, оказалось, была масса вариантов для выгодных сделок, – говорит Балаков.
Поднакопив опыта, он организовал свою агроснабженческую фирму под названием "Аэлита". А в 1997 году, получив из фонда перераспределения 650 гектаров земли, начал работать в качестве фермера.
Вчера и сегодня
В начале фермерской деятельности у него работало всего шесть механизаторов, а самому Балакову приходилось быть и экономистом, и механиком, а еще инженером, агрономом и собственником в одном лице. Сегодня в хозяйстве работают более 300 человек, а посевные площади в этом году составят порядка 30 тысяч га. В прошлом году было 20 тысяч га.
До последнего предприниматель был патриотом: покупал ростовские комбайны и питерские трактора. Но как-то раз на выставке посидел в кабине зарубежной техники, и это в корне изменило его отношение к "иномаркам". Теперь в хозяйстве есть как отечественная техника, так и "иномарки" – New Holland, Claas и Mac Don.
– Один раз захотел сам порулить трактором New Holland с посевным комплексом, но оглянулся назад, и как-то не по себе стало: думаю, пусть с этой штуковиной работают механизаторы, которых специально для этого обучали, – делится впечатлениями Балаков.
Забрал и спас
– В начале девяностых у нас в районе было всего три фермера, а сельчане как-то косо на них посматривали, кто-то как на капиталистов, кто-то как на чудаков, – вспоминает Александр Анатольевич. – Однако сегодня отношение совсем другое.
А четыре года назад Балаков взял убыточный СПК "Правдинский". Техника убитая, урожайность и надои – самые низкие в районе. Пайщики сами пришли к предпринимателю (у него как раз один из самых высоких урожаев в районе) и попросили забрать хозяйство.
Кроме посевных площадей, предпринимателю досталась "мегаферма" с поголовьем в 20 свиней и 70 дойных коров. Взял кредит и вложил в модернизацию животноводческого комплекса. По кредитам придется рассчитываться и рассчитываться, однако работники бывшего СПК остались при деле, а бизнес Балакова прирос новыми направлениями.
– В животноводстве мы пока не можем похвастать размахами – 700 свиней, 180 дойных коров и 500 голов молодняка – это далеко не показатель, – констатирует предприниматель. – Зато у нас появился свой цех по производству полуфабрикатов. Для их производства мы не используем и не намерены использовать ничего кроме нашего мяса, – заметил предприниматель.
Момент "икс"
В жизни Балакова (как, наверное, в жизни большинства других предпринимателей) был и такой момент, когда хотелось махнуть рукой на агробизнес с его многочисленными заморочками и пойти работать куда-нибудь на оклад.
2001 год – жуткий обвал цен на зерно, ниже некуда. Еще чуть-чуть, и даже со своими работниками было бы нечем рассчитываться. Но про эти упаднические настроения до сих пор не знают даже самые близкие ему люди. Он и сейчас рассказывает об этом с неохотой.
– Вот и сегодня я иногда ловлю себя на мысли: многие ведь гораздо проще живут и вроде бы счастливы, – делится предприниматель. – Кто-то из фермеров всю жизнь на сотне-другой гектаров работает, но имеет машину, дом, учит детей в университетах. Ведь можно и так, но только у меня почему-то не получается.
Блиц
– Легко ли вам было получить первый кредит?
– Это было еще в начале девяностых и под 240% годовых. Получить было легко, а вот отдавать… Благо, в те годы можно было попросить у банка пролонгировать сроки выплаты по кредитам, чем мы неоднократно пользовались.
– Говорят, крестьян кризис затронул меньше всего...
– Стало сложнее брать кредиты, подскочили цены на технику. Только подорожал импорт, как на это оперативно отреагировали и отечественные заводы. Сегодня сложнее планировать что-то на перспективу.
– Как бы вы отнеслись к отмене моратория на продажу земель из фонда перераспределения?
– Отношение двоякое. С одной стороны, земля – это средство производства и предприниматели должны иметь возможность ее покупать. С другой стороны, если отменить мораторий, придут люди с большими деньгами, скупят землю, а потом будут сдавать ее в аренду или перепродавать по грабительским ценам.
– Как отдыхает фермер?
– Самый лучший отдых – во время посевной или уборочной страды поехать в поле. Наблюдаю, лезу в комбайны, проверяю потери, организацию работу, подсказываю, как настроить. То есть занимаюсь той работой, которая мне по душе.
Справка
Александр Анатольевич Балаков родился в с. Селиверствово Волчихинского района в 1962 году. После учебы в Алтайском сельхозинституте работал агрономом-семеноводом колхоза "Родина". В марте 1986 года возглавил отдел растениеводства Волчихинского РАПО. В бизнесе с 1992 года. В 2005 году избран председателем Алтайского союза крестьянских и фермерских формирований. В 2008 году избран депутатом АКЗС, единоросс. Женат, воспитывает дочь.
Порядка 20 тысяч гектаров в хозяйстве Александра Балакова в этом году составят посевные площади под пшеницу. Более 2000 гектаров в прошлом году занимали посевы гороха. Несколько лет назад фермер сделал упор на подсолнечник, собирает до 18 центнеров с гектара. Пришлось даже открывать мини-завод по производству подсолнечного масла. Под брендом "Алтайское натуральное" оно поставляется в магазины Алтайского края и Новосибирска, а также в Пермь и Магадан.
Самое важное - в нашем Telegram-канале