Экономика

Как барнаульский эмигрант стал успешным заграничным бизнесменом

38-летний барнаулец Михаил Ларионов запустил сразу несколько успешных бизнесов в Сербии. Он продает сербам российскую органическую косметику и кедровые бани, а также выращивает ягоды годжи. Порталу Biz360 Ларионов рассказал о том, как работается в другой стране, где искать бизнес-возможности и почему Сербия идеально подходит для семейной жизни.

Барнаулец Михаил Ларионов ведет бизнес в Сербии.
Барнаулец Михаил Ларионов ведет бизнес в Сербии.
biz360.ru

О Сербии

— Впервые я попал в Сербию в 2001-м году, занимаясь поставками химического сырья из России и Белоруссии. В то время страна, конечно, представляла собой мрачную картину —после бомбардировок 1999-го и всех гражданских войн. Но ничего, в целом мне понравилось в командировке — кухня, прежде всего, и, конечно, люди. Ощущалась какая-то душевная близость и искренняя любовь к русским. Тогда вообще впервые узнал, что сербы к нам так относятся. Например, у сербов есть поговорка: "На небе Бог, а на земле Россия".

Выбирая страну проживания, я руководствовался многими факторами, но в первую очередь - бизнес-интересами. К примеру, я никогда не понимал вариантов типа "купим недвижимость на море, а потом будем придумывать какой-нибудь бизнес". Не для меня этот вариант с курортной недвижимостью и туризмом на море. Сезонный фактор влияет там на все бизнесы, и в этом плане очень высокие риски: есть туристы - есть работа, а если их нет? Бизнес должен строиться на работе с местными, которые становятся твоими постоянными клиентами, если ты заслужил их доверие.

Также для меня было важным, чтобы страна проживания была стабильно доброжелательной по отношения к русским. То есть Германия или США сразу отпадали, так как отношения с ними нестабильные.

О первом бизнесе

— Я живу в Сербии более-менее постоянно с 2008 года. Окончательно перебрался во время тогдашнего кризиса, захотелось из Сибири, где зима длится полгода, в страну с мягким климатом. Первую фирму открыл с сербом, с которым сотрудничали ещё по нефтехимии, она и сейчас жива. Занимались недвижимостью и туризмом. Расходились долго, ничего при этом не заработав. Вот тогда и я познакомился с сербской чертой характера: упёртость и нежелание идти на компромисс, хотя он приемлем (по нашей логике) для обеих сторон. Вместо этого возникает нерешаемая ситуация, и она может длиться сколь угодно долго. Сербы спешить не привыкли.

После этого я занимался привлечением теннисистов из России и стран СНГ в теннисную академию в городе Нови-Сад. На теннисе удавалось что-то зарабатывать, клиенты были довольны, многие до сих пор вспоминают с теплотой Сербию и Нови-Сад, со многими удалось подружиться. Кстати, люди из окружения знаменитого сербского теннисиста Новака Джоковича время от времени зовут меня участвовать в создании новой академии в Нови-Саде и еще в одном курортном месте. На словах всё звучит интересно, но это огромные затраты времени, которого просто нет, учитывая, что у тебя несколько собственных бизнесов и семья с двумя детьми.

Потом я переехал в Белград и держал салон в центре города с сауной и массажами: приходило много туристов, были и местные довольные клиенты, но их было не настолько много, сколько бы мне хотелось, а времени салон отнимал существенное количество, при этом арендная плата стала со временем неадекватной. Поэтому в какой-то момент принял волевое решение закрыть салон, но продажей кедровых мини-саун продолжаю заниматься до сих пор. 

Об ассимилляции

— С ассимиляцией к местным реалиям, мне казалось, я быстро справился. Но это мне только казалось. Вероятно, многие, кто сюда переехал, подвержены этой иллюзии: вроде народ-то близкий по менталитету, язык похожий, одна религия и т.д. Но различия серьезные, и чтобы постичь и принять их, нужно время. Например, сербы очень хорошо умеют делать самопрезентацию: вроде бы вы все обсудили, договорились об условиях, ударили по рукам и должны начать работать. Но… ничего не происходит, и все нужно начинать сначала. К этому мне сложно было привыкнуть. Причём, в Белграде ещё как-то нормально, можно с людьми договориться, и будет результат в конце концов, а, скажем, в Нови-Саде это могут быть переговоры в три-пять раз дольше, и всё только разговором и закончится.

Мы живем в центре Белграда, до работы мне ехать 10-15 минут на машине или троллейбусе, который иногда предпочтительней из-за проблем с парковкой. Есть многоярусные стоянки, но там парковка стоит дороже, чем на улице. В Сербии деньги не так легко зарабатываются, как в нашей стране, поэтому всегда нужно смотреть, где можно сэкономить.

Я думаю, что Сербия — лучшая страна для семейной жизни, правда, в том случае, если здесь нашёл себя и если есть дело, которым тебе нравится заниматься и с его помощью зарабатывать. Начинать что-либо здесь, конечно, нелегко. Необходимо хорошо выучить язык. Ключевое слово здесь — "хорошо". Многие живут, как-то обходясь тем, что выучили "на слух", это у них какая-то смесь языков получается, русского и сербского, но это не вариант, если хочешь здесь серьезно работать.

О косметике

— Идея открыть магазин натуральной косметики пришла в голову не сразу. Но как-то отметил, что сербы, с которыми я дружил, искренне восхищались продукцией бренда Natura Siberica, с которым я их как-то познакомил. Помог им с контактами в Москве, потом они договорились с сетью формата drogery и поставляют сейчас туда ограниченный ассортимент, порядка 12 наименований продукции. Но они закупают продукцию через посредника, и она идёт из склада в Германии, себестоимость получается ощутимо выше. При этом у меня в магазинах сейчас представлено около 300 наименований. Расчет мой строился в том числе на том, что сербы любят всё русское, и это одна из бизнес-возможностей в этой стране.

Недавно я слоган придумал для нашей рекламы — "Rusko. Prirodno. Uvek najbolje" (на русском звучит примерно так — "Русское. Природное. Всегда самое лучшее". Россияне его не прочувствуют как сербы, вот сейчас буду его тестировать сербах, точнее — на сербках, конечно.

Мы продаем косметику фирмы "Первое решение" — это ведущий производитель натуральной косметики в России и пятый по доле отечественного косметического рынка. У нас можно купить продукцию брендов Natura Siberica, Planeta Organica, Organic Shop и Organic People. Из новых брендов, которые добавляем в сентябре, — это "Бабушка Агафья" и Organic Therapy. "Бабушка Агафья" уже продавалась в Сербии, и к нам приходили довольные покупатели. Только я буду её здесь продавать дешевле. Смысл не в демпинге, конечно, а в реальных ценах при больших объёмах продаж. С такой политикой косметика "Первого решения" имеет перспективы не только в Сербии, а по всему миру.

За 5 месяцев после открытия второго магазина мы уже наработали хорошее количество постоянных клиентов без вложений в рекламу. Идея природной косметики становится всё популярнее, в особенности если это российский продукт по доступной цене.

Основная масса наших клиентов - это сербы, конечно, а также туристы из стран-республик бывшей Югославии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Испании, Греции и Германии. Были и японцы, очень обрадовались нашим ценам, у них Natura Siberica продаётся намного дороже. Появляются и русские клиенты.

О маркетинге

— Основные продажи у нас идут через два наших магазина, есть и оптовые продажи небольшим магазинам в Белграде и в сербских регионах.

Что касается маркетинга, то всерьез только начинаем им заниматься. Наш товар сам себя продаёт. Пробовали самое элементарное — раздачу флайеров, и это работало. Сами приходят клиенты, которые уже покупали нашу продукцию в России или получили когда-то в подарок и остались довольны. Многие радуются тому, что не нужно просить друзей, чтобы им её отправляли из Москвы, ведь наши цены практически не отличаются от московских.

Наша лучшая реклама — это рекомендации довольных клиентов. Говорят, что здесь эффективен Facebook, не пробовали ещё, мне непонятно пока, как число "лайков" конвертируется в реальные цифры продаж. Хорошо влияет на покупателей и привлечение публичных личностей, но, по-моему, это нечестно, если кого-то привлекаешь для рекламы, а в реальной жизни человек этой косметикой не пользуется. Гораздо правильнее, конечно, хотя и сложнее, это — добиться того, чтобы он влюбился в твою косметику и рекомендовал её по-дружески.

О вложениях

— Сеть "Organic Shop" я запускал на сбережения, это не слишком крупная инвестиция поначалу была. Партнёров у меня нет; сотрудничал некоторое время с одним здешним соотечественником по импорту, но он не выполнял наши договоренности, поэтому вынужден был прекратить с ним совместную деятельность.

Основные вложения были в товарные запасы. Затем в отделку магазина вложил порядка 2 тыс. евро, состояние помещения было хорошее. У меня свои материалы, древесину для отделки завожу из Новосибирска, столяр был не из Белграда, сэкономил что-то и на этом. Это небольшой магазин в 14 "квадратов", но зато в самом центре Белграда. Про выручку я не хотел бы говорить, но могу сказать, что вложения в оба магазина окупились в первый месяц.

Второй магазин мы открыли 8-го марта, и всё, что я сделал для рекламы, это отпечатал на принтере "8-го марта работаем", и в первый же день работы мы имели много клиентов. А в этом году 8-е марта выпало на воскресенье, многие магазины не работали, следуя традиции югославского социализма. Но мы не могли пропустить такой день! И сейчас работаем по необычному для местных графику: каждый день, с 9 до 21, в том числе и по выходным. По субботам и воскресеньям выхожу сам работать на одну смену, у продавцов эти дни сокращенные, смена 6 часов.

Через год-два планирую расширить нашу сеть в Белграде до 7-8 магазинов, другие города не рассматриваю пока, считаю, что лучше будет усилия направить на маркетинг, оптовые и интернет-продажи. В соседних странах тоже есть хорошая перспектива продаж, нами часто интересуются потенциальные партнёры. Я думаю, что потенциал этого бизнеса практически неисчерпаем, так как при любом кризисе девушки и женщины найдут возможность покупать средства по уходу за собой.

О бюрократии

— Что касается отношения к иностранцам, ведущим бизнес в Сербии, оно вполне благоприятное, если не заниматься чем-то крупным. Ибо в крупном деле уже вмешивается политика. Слышал историю, что наши розничные сети пытались зайти на сербский рынок, но никого не пустили, хотя розница, на мой взгляд, здесь не сильно развита и есть простор для бизнеса. Тот же "Магнит" вполне успешно мог бы работать. Уровень бюрократии не скажу, что высок. В последнее время кое-что либерализовали, например, можно сделать наружную рекламу, а уже потом (если придет инспекция) её согласовывать. Мне удивлялись, когда я ходил с проектом согласовывать "наружку" на историческом здании, говорили - "А у нас обычно делают, а потом согласовывают". 

О возможностях

— Тем предпринимателям, которые рассматривают Сербию как вариант для запуска своего дела за границей, порекомендовал бы хорошо выучить язык, не надеясь на то, что "братья-сербы и так поймут". Второе, а может быть, и главное — стараться жить по принципу "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Нравится вам это или нет, местные здесь живут, так как привыкли они, а не вы.

Ищите бизнес-возможности, ориентируясь на местное население, а не на бывших россиян, здесь их на порядок меньше, чем, скажем, в Германии, и бизнес на них не построишь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость