Экономика

Как малый бизнес Алтайского края участвует в госзакупках

За шесть лет своего существования основной документ, регламентирующий процедуру проведения госзаказа, — ФЗ № 94 — претерпел уже более 20 редакций. Но участники госзакупок и эксперты до сих пор отмечают его несовершенство, несмотря на изначальную ориентированность закона на защиту интересов поставщиков товаров и услуг. Необходимость финансового обеспечения заявки на участие в электронном аукционе и последующего обеспечения исполнения контракта усложняет доступ субъектов малого бизнеса к торгам. А с переводом всех аукционов в электронный вид участие в них усложнилось еще и технически.

Малый бизнес лидирует

По оценке Натальи Сафроновой, начальника аналитико-правового отдела «Сибирского тендерного центра», порядка 80% участников торгов на получение госзаказа в Алтайском крае — это представители малого бизнеса. «Данный факт объясняется тем, что на рынке товаров и услуг, необходимых для госнужд, работают в основном малые и средние предприятия», — поясняет она.

Ранее эксперты отмечали, что существуют сложности в доступе малых предприятий к госзаказу. В ФЗ № 94 участию малого бизнеса в госзакупках посвящена отдельная статья (ст. 15). Она гласит, что государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать у субъектов малого бизнеса от 10% до 20% годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг за исключением заказов для нужд обороны. При этом стоимость контракта не может превышать 15 млн. рублей.

Норма определенного объема госзакупок у малого бизнеса существовала в законе изначально. В 2007 году лишь скорректировали проценты (вместо 15% стало 10−20%), а в 2009 году обязали ее соблюдать не только государственных, но и муниципальных заказчиков. Все это было нужно для защиты интересов небольших предприятий при участии в госзакупках. Но до появления административного наказания за нарушение этой нормы в 2009 году эксперты отмечали, что зачастую она не соблюдается. Сейчас в КоАП предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей за неразмещение необходимого объема госзакупок у малого бизнеса.

«Первое время ФАС ограничивалась замечаниями и разъяснениями данной нормы. Сейчас послаблений нет никому, поэтому заказчикам выгоднее соблюдать закон», — говорит Наталья Сафронова.

Это подтверждают и результаты проверок, которые проводит региональное УФАС. За 2010−2011 годы нарушений данной нормы выявлено не было. Но стоит отметить, что на электронных площадках не всегда можно найти специализированные аукционы для малого бизнеса. Информация о том, что процедура проводится только для небольших предприятий, нередко находится не на самом видном месте.

С другой стороны, риск при соблюдении этой нормы существует и у заказчиков. Они не имеют законодательно закрепленной возможности проверить, действительно ли заявившийся на аукцион участник является субъектом малого бизнеса. «Документа, который бы удостоверял отношение предприятия к малому бизнесу, не существует, — говорит Наталья Сафронова. — Заказчик может запросить у участника информацию о численности сотрудников, уставном капитале и обороте, но участник имеет право ее не предоставлять». В краевом УФАС сообщили, что в мае 2011 года за допуск крупного предприятия к запросу котировок для малого бизнеса было оштрафовано управление здравоохранения Рубцовска. Сумма штрафа составила порядка 30 тыс. рублей.

Тем не менее все эти нюансы не мешают малому бизнесу активно участвовать в аукционах. Эксперты даже отмечают, что норма о специализированных торгах для малых предприятий вообще бесполезна.

Сергей Хлесткий,
генеральный директор «Агентства по организации торгов»:

Особой необходимости в ней нет. Большая часть государственных и муниципальных заказов достаются малому бизнесу без применения этой нормы. У многих поставщиков и подрядчиков, относящихся к малому бизнесу, есть серьезное конкурентное преимущество — упрощенная система налого­обложения, при которой они не платят НДС. Крупных же фирм в Алтайском крае немного, и, как правило, мелкими лотами они не интересуются. Повлиять на выигрыш в аукционе за счет наличия мощностей, персонала, финансов нельзя — главное в них ценовой фактор и соответствие требованиям законодательства.

Ресурсов недостаточно

Проблемы в получении госзаказа у малого бизнеса возникают не из-за отсутствия подходящих торгов. Часто трудности появляются на этапе изучения законодательства о госзаказе. «На малых предприятиях трудно содержать отдельного специалиста, который занимался бы только торгами. А законодательство и правила торгов не отличаются особой понятностью и прозрачностью, — отмечает Сергей Хлесткий. — Кроме того, введение аукционов в электронной форме породило необходимость иметь и технического специалиста, который разбирался бы с цифровыми подписями и другими моментами».

Еще одним сдерживающим фактором является необходимость внесения финансового обеспечения заявки до 5% от стоимости контракта и в дальнейшем по желанию заказчика финансовое обеспечение исполнения контракта до 30% от его стоимости. Не все малые предприятия располагают необходимыми для этого ресурсами. «Такое ощущение, что, отдавая обеспечение заявки, мы финансируем банки. Они держат деньги около месяца и теоретически могут пользоваться ими по своему усмотрению. А мы вынуждены изымать их из оборота», — говорит Елена Хаустова, исполнительный директор барнаульского швейного предприятия «Сказка», которое в течение пяти лет является активным участником госзакупок.

Николай Грибуцкий, генеральный директор компании «Орион-Сервис», реализующей музыкальные инструменты и аппаратуру, считает, что критерии выбора победителя в конкурсных процедурах недостаточно объективны. «Часто заказчики пишут в заявке, что нуждаются в определенном оборудовании, а в скобках указывают: „Или его эквиваленте“. Но различные модели, несмотря на внешнее сходство, часто очень сильно отличаются изнутри. Поэтому в аукционах нередко побеждают участники, которые за меньшие деньги продают менее качественную аппаратуру», — говорит он.

Оксана Дербенева, генеральный директор туристического агентства «Планета туризма», обозначила другую проблему.

Оксана Дербенева,
генеральный директор туристического агентства «Планета туризма»:

Многие компании участвуют в госзакупках потому, что победа в таком аукционе или конкурсе является некой гарантией заработка. Но я не могу сказать, что это относится и к торгам, связанным с приобретением туристических путевок. У нас бывают случаи, когда после нашей победы в конкурсной процедуре заказчики по тем или иным причинам в последний момент отказываются от тура и говорят, что расторгают с нами контракт, хотя мы уже проделали определенную работу по его исполнению.

«Планета туризма» не один раз обращалась в УФАС по Алтайскому краю с жалобами на заказчиков. «В прошлом году одна из таких жалоб была в отношении колледжа, который проводил конкурс на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение детей, — рассказывает г-жа Дербенева. — У нас были соблюдены все условия и дана наименьшая цена. Однако по несущественной причине победил санаторий, а не наша компания. По поведению комиссии и представителей санатория сложилось впечатление, что они договорились о результате конкурса заранее. И мы обратились в УФАС. Но там посчитали нашу жалобу необоснованной».

Одной из целей закона ФЗ № 94 было исключение коррупции в госзаказе. Но, по оценке Натальи Сафроновой, впоследствии выяснилось, что риск коррупции — не единственный. «Проблема, с которой столкнулись заказчики, — неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками своих обязательств по контракту. И зачастую неисполнение вызвано не недобросовестностью участников, а тем, что заказчик не всегда может грамотно сформулировать, что ему нужно», — говорит г-жа Сафронова. По ее словам, в течение года правительство планирует разработать типовые формы контрактов, порядок проведения заказчиками мониторинга цен, поставщиков, составления требований к предмету закупки, чтобы облегчить работу заказчику, шаблонизировать ее.

Елена Таримова,
руководитель «Центра госзаказа»:

На мой взгляд, законодательная норма о квоте в 10−20% для малого бизнеса не является актуальной для самого малого бизнеса. Во-первых, в Алтайском крае, по нашим оценкам, стоимость примерно 40% всех заключаемых контрактов не превышает 5 млн. рублей. То есть доступ малого бизнеса к ним не ограничен. Во-вторых, малый бизнес предпочитает снижать риски и крайне редко претендует на контракты стоимостью более 15 млн. рублей. Малому бизнесу удобнее иметь несколько небольших контрактов, где короткие сроки выполнения и «короткие деньги».

Основные проблемы участников госзаказа

1. Единый федеральный сайт и электронные площадки начинают «висеть» с 12 часов по нашему времени, когда активизируются пользовали из европейской части России.
2. Большие проблемы возникают, когда заказчик не оплачивает работы, выполненные поставщиком в рамках контракта.
3. Задержки при возврате денег, перечисленных участником торгов в качестве обеспечения выполнения контракта.
4. Мониторинг цен зачастую делается по прошлогодним контрактам без учета инфляции. Тем самым стартовые цены не соответствуют действительности.
5. Достаточно часто ряд позиций объединяется заказчиком в очень крупный единый лот, получить который под силу только монополисту.
6. Давление со стороны заказчика на неугодную компанию, получившую контракт. Цель давления — заставить компанию пойти на расторжение контракта по обоюдному согласию сторон.
7. Давление со стороны заказчика либо конкурирующего поставщика в случае подачи жалобы в УФАС.
8. Отсутствие у малого бизнеса финансовых средств для участия в торгах.

Источник: «Центр госзаказа».

Всего в 2010 году проведено 549 торгов (лотов) и запросов котировок исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Общее количество состоявшихся в крае торгов за этот период — 5841.

По итогам 2010 года общая начальная стоимость специализированных закупочных процедур для субъектов малого предпринимательства в Алтайском крае превысила соответствующие показатели по Новосибирской, Томской областям и Забайкальскому краю более чем в три раза и составила 570,5 млн. рублей. Начальная цена по всем состоявшимся в регионе в 2010 году лотам составила почти 2 млрд. рублей.

В 2010 году для участия в закупочных процедурах для краевых государственных нужд, объявленных специально для субъектов малого предпринимательства, поступило 1819 заявок. Всего в 2010 году на участие в госзакупках было получено 3016 заявок. В I квартале 2011 года — 175. В результате конкуренция при размещении краевого государственного заказа у субъектов малого предпринимательства составляет до четырех заявок на каждый госконтракт.

3016 заявок на участие в госзакупках получено за 2010 год Конкуренция составляет до четырех заявок на каждый госконтракт. 1819 из них — от субъектов малого предпринимательства

В I квартале 2011 года для государственных нужд Алтайского края проведено 109 закупочных процедур для субъектов малого бизнеса на общую сумму 54,9 млн. рублей, что в 1,8 раза выше, чем в Томской области и Забайкальском крае.

Справка

26 жалоб от участников госзакупок поступило в Алтайское краевое управление УФАС в 2011 году.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость